В рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», аналитический центр Университета «Синергия» провел социологический опрос представителей населения и бизнеса. Опрос проходил с сентября по декабрь 2019 года во всех регионах России, в нем приняли участие 144,8 тыс. человек.
«Значительная часть респондентов характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6% опрошенных), при этом лишь 8,1% знают, какие меры предпринять в дальнейшем для его поступательного движения. Каждый восьмой предприниматель (12%) признался, что бизнес уменьшается в объемах, и лишь немногие (0,9%) знают, как выйти из этого положения. Основной причиной, сдерживающей развитие бизнеса, стала ограниченность финансов и капитала (42,6%). Второй по популярности причиной действующие предприниматели назвали отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5%)», — говорится в материалах исследования.
Больше трети предпринимателей (35%) видят загвоздку в том, что у бизнеса очень маленькие объемы выручки и продаж, при этом отсутствие прибыли волнует 12,9%. Для каждого четвертого предпринимателя остро стоит проблема конкуренции (26,9%), а для каждого пятого — формирования надежной команды и подбора персонала (20%). Сложность законодательства, регулирующего текущую деятельность, волнует 12,8% респондентов. Вместе с тем, каждый 11-й предприниматель (9,2%) не видит трудностей в ведении бизнеса.
”наиболее востребованными модулями в сфере бизнеса у действующих предпринимателей оказались маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании
Аналогичная картина наблюдается среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Отвечая на вопрос «Какие трудности вы видите со стартом своего дела?», большинство респондентов назвали главной проблемой отсутствие стартового капитала (39,6% среди начинающих и 47,6% среди потенциальных предпринимателей).
Значительная доля барьеров для предпринимателей касалась сферы предпринимательской грамотности: «не могу выбрать нишу» (36,5% начинающих и 43,6% потенциальных предпринимателей), «не знаю, с чего начать» (19,8% и 29,8% начинающих и потенциальных предпринимателей соответственно), «не знаю, как привлечь первых клиентов» (33,1% и 21,4%), «не знаю, как сформировать команду для работы» (19,6% и 17,5%).
В то же время довольно высокий процент ответов указывает на трудности в открытии и дальнейшем развитии своего бизнеса, связанные с низким уровнем предпринимательской грамотности. Как показал опрос, наиболее востребованными модулями в сфере бизнеса у действующих предпринимателей оказались маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании. Тем, кто только задумывается о создании бизнеса, не хватает знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками. . Более половины (54,8%) опрошенных потенциальных бизнесменов отмечают, что им хотелось бы узнать в целом, как открыть собственное дело.
Эксперты также обращают внимание на достаточно высокий показатель образованности бизнесменов: среди респондентов в категории «действующие предприниматели» люди с высшим образованием составляют 76,0% (1,7% из них имеют научную степень). Аналитики отмечают, что прослеживается прямая закономерность между наличием высшего образования и уровнем заработка. Так, каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн рублей в месяц окончил аспирантуру. Те же, кто получил среднее специальное или завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 тыс. рублей. На основе этих данных эксперты пришли к заключению, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.
(по материалам ТАСС)
ТАСС, 16 марта 2020