Кто-то скажет, что я-зануда. Вот, привязалась к цифрам, ищу какой-то скрытый смысл в таблице рейтинга программ MBA «Секрета фирмы». Заранее прошу извинить, мехмат в бэкграунде и все такое…
Итак, рейтинг программ МВА журнала «Секрет фирмы», 2013. Заранее скажу: эта критика никоим образом не направлена в адрес «Секрета Фирмы» — они честно обсчитали анкеты, которые получили. Вопрос, скорее к тем, кто эти анкеты заполнял…
Рассмотрим связку показателей «скрупулезность отбора»-«полезность установленных связей»-«возврат инвестиций»-«стоимость обучения». Моя логика следующая. Скрупулезный отбор слушателей на программу означает, что выбраны лучшие, наиболее опытные и статусные менеджеры. Те, кого принято именовать «Успешные». Соответственно, бизнес-связи с такими людьми, как правило, полезны для бизнеса, если только эти успешные менеджеры не страдают аутизмом. Наконец, как правило, эти люди неплохо зарабатывают и в состоянии оперативно вернуть потраченные на учебу деньги.
Как эта картина выглядит в цифрах рейтинга, пару примеров. Желающие могут сами проанализировать, благо материал есть.
Выпускники одного из лидеров рейтинга бизнес-школы А, тщательно отобранные при поступлении (это подтверждает и максимальная полезность установленных ими связей), показывают большие трудности при возврате затрат на обучение, к слову, весьма средних. Не получили прибавки к жалованию? Смотрим показатель «рост зарплаты» — один из самых высоких. Как понять этот казус? Может, это — менеджеры среднего звена с невысокой базовой зарплатой, даже 100-процентный рост которой не сильно улучшает ситуацию?
Смотрим на другого фаворита рейтинга. Бизнес-школа Б слушателей толком не отбирает (показатель один из самых низких). При этом связи между этими людьми исключительно полезные, а вот после окончания с деньгами — опять не очень. То есть, они испытывают большие трудности с возвратом затрат на обучение по цене Жигулей. Снова смотрим рост зарплаты и снова видим — рост один из лучших среди участников рейтинга. Может, у кого есть объяснение этой ситуации? Пишите, мы опубликуем.
Если индувидуальные показатели обучения проверить невозможно, то инфраструктура (аудитории-оборудование- столовая) — вещь очевидная. У бизнес-школ РАНХиГС и Института бизнеса и экономики, имеющих общую инфраструктуру, этот показатель колеблется в большом диапазоне, от 6 до 17, причем часто школы находятся в одном корпусе! Похожая ситуация в РЭУ им. Плеханова — одна и та же инфраструктура оценивается и 6 и 18 местом. Понятно, что о вкусах не спорят, но не в масштабе репрезентативной выборки!
Короче, «Что-то у них там не связывается…»,- подумал Штирлиц.
Бизнес-школа |
стоимость, руб. |
Возврат инвестиций |
Рост зарплаты |
Полезность связей |
Скрупу-лезность отбора |
Инфра-структура |
|
1 |
Высшая школа маркетинга Института маркетинга ГУУ |
450 000 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
2 |
Институт бизнеса и экономики совместно с California State University East Bay |
695 000 |
17 |
2 |
4 |
2 |
8 |
3 |
Международный институт Московской школы социальных и экономических наук МШСЭН РАНХиГС, российско-британская (Kingston University) программа МВА |
850 000 |
18 |
6 |
3 |
5 |
14 |
4 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ |
510 000 |
12 |
9 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высшая школа бизнеса МГУ |
650 000 |
3 |
12 |
9 |
1 |
5 |
6 |
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) |
780 000 |
4 |
17 |
17 |
10 |
13 |
7 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС |
645 000 |
14 |
11 |
13 |
9 |
15 |
8 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС |
680 000 |
20 |
15 |
19 |
4 |
17 |
9 |
Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова |
420 000 |
19 |
4 |
6 |
18 |
2 |
10 |
Международный институт менеджмента ЛИНК |
420 000 |
15 |
5 |
12 |
14 |
11 |
11 |
Школа ИТ-менеджмента Экономического факультета РАНХиГС программа МВА «Информационный менеджмент» (CIO) |
420 000 |
13 |
3 |
8 |
6 |
9 |
12 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС |
540 000 |
16 |
13 |
11 |
11 |
10 |
13 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС |
440 000 |
7 |
20 |
5 |
8 |
6-7 |
14 |
Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС |
596 000 |
8 |
14 |
7 |
17 |
16 |
15 |
Факультет профессиональных программ (бизнес-школа) Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) |
350 000 |
11 |
7 |
14-15 |
15 |
12 |
16 |
Высшая школа менеджмента НИУ-ВШЭ |
690 000 |
2 |
8 |
20 |
15 |
19 |
17 |
Плехановская школа бизнеса Integral |
480 000 |
6 |
19 |
14-15 |
13 |
6-7 |
18 |
Институт международного бизнеса «Классическая бизнес-школа» |
141 000 |
5 |
10 |
10 |
12 |
20 |
19 |
Международная бизнес-школа (IBS-Plekhanov) РЭУ им. Плеханова |
480 000 |
10 |
16 |
16 |
20 |
18 |
20 |
Высшая школа бизнеса ГУУ |
510 000 |
9 |
18 |
18 |
19 |
3 |
Источник: журнал «Секрет фирмы», 3 сентября, 2013
Полина Маркова, предприниматель, МВА
mba.su