Как известно, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Примерно то же самое хочется сказать о системе высшего образования, где куются кадры, которым предстоит работать в условиях масштабного проникновения цифровых технологий и искусственного интеллекта во все сферы человеческой деятельности. Уже сегодня высокие технологии вполне зримо присутствуют в нашей жизни и существенно меняют картину окружающего мира. Однако вузы продолжают выпускать специалистов, которые владеют базовыми знаниями и навыками, но не представляют себе реальных запросов глобального рынка труда, поскольку университетские программы к этим запросам никак не адаптированы и продолжают создаваться по лекалам прошлого века.
Первым серьезным тестом на степень вовлеченности академического корпуса в новые форматы обучения стала пандемия коронавируса, которая в одночасье потребовала перехода к дистанционному обучению, о котором большинство вузовских преподавателей имело весьма смутное представление. Обнаружилось, что сфера образования пока не адаптирована к кардинальным переменам эпохи четвертой промышленной революции. Понятно, что академическое образование — это социальный институт, который должен быть консервативным, поскольку он сохраняет и передает новым поколениям основополагающие знания и ценности. Но в условиях глобальных трансформаций жизненно необходимо эффективно реагировать на быстрые темпы цифровых изменений.
В качестве примера хочется рассмотреть медийную индустрию, где информация и знания являются базовым экономическим ресурсом и составляют коммуникационную инфраструктуру цифровой экономики. В этих условиях возрастает роль журналистов, пиарщиков, пропагандистов — поскольку именно они формируют смыслы, создают контент, транслируют информацию посредством СМИ. Казалось бы, их место и роль в меняющейся среде обитания должны только возрастать. Но на практике происходит обратное: искусственный интеллект уже умеет работать с информационными ресурсами — их сбором, хранением и канализацией.
Компьютерные программы подключены к Big Data, где содержатся огромные базы данных с текстами, статьями, литературными произведениями и т.д. Благодаря этому роботы способны генерировать тексты усредненного качества заданного литературного формата на любые темы, используя при этом стандартные синтаксические конструкции. Закономерно встает вопрос о том, насколько далеко зайдет роботизация медийной сферы, какие компетенции работников медиа индустрии уйдут в прошлое, а какие придут им на смену? И главное: насколько медийная индустрия готова адаптироваться к изменившемуся характеру труда, сопряженному с неизбежным сокращением рабочих мест? Вот только несколько фактов.
Одним из первых роботов-журналистов стала программа Quill, которая с 2014 г. начала генерировать и публиковать новости в Los Angeles Times. В Пекинском университете не так давно создали программу Xiao Nan, которая за секунду написала заметку о новогодних пробках. Компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более доходчиво, чем профессиональные журналисты.
Исследователи из Федерального объединения немецких газетных издательств (BDZV) считают, что особенно эффективно робото-журналистика показала себя в освещении спортивных событий, а также в составлении заметок о погоде и биржевых сводках. До 2022 года доля искусственного интеллекта будет составлять 69% в рекламной отрасли и 64% в редактировании текстов — полагают исследователи. При этом никто не исключает контроля над роботами со стороны людей.
Свои прогнозы дает и российское Агентство стратегических инициатив, которое выпустило в 2015 году второе издание «Атласа новых профессий» с обзором рынка труда на ближайшие 15-20 лет. Из него следует, что через два десятилетия искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ, а после 2020 года журналистов начнут заменять программы перевода речи в текст и программы по написанию текстовых документов. Такие профессии как журналист, копирайтер, бильд-редактор, корректор, переводчик (всего 57 специальностей) к 2030 году, по мнению авторов «Атласа новых профессий», в России исчезнут.
Знает ли об этих прогнозах Минобр, который продолжает выпускать специалистов с этими компетенциями в прежних количествах? И готово ли медийное сообщество принять эти изменения?
В этом контексте все острее встает вопрос о том, готовы ли образовательные структуры и медийная индустрия пересмотреть компетенции, которыми должен обладать современный специалист в области СМИ, чтобы успешно конкурировать с искусственным интеллектом? Свой ответ дает широкомасштабное исследование «Форсайт Компетенций — 2030», проведенное Международной Организацией Труда и Сколково. В нем представлен перечень так называемых «надпрофессиональных навыков и умений», позволяющих специалистам найти свою нишу в современном глобальном рынке труда. В него среди прочего вошли следующие компетенции, которые робот пока осилить не способен:
- Системное мышление
- Межотраслевая коммуникация
- Клиентоориентированность
- Мультиязычность и мультикультурность
- Работа с коллективами, группами и отдельными людьми
- Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач
- Навыки художественного творчества.
Судя по данному перечню компетенций у медийщиков есть хорошие шансы оставаться в профессии в обозримом будущем, поскольку они, как правило, хорошо владеют творческими навыками и умеют переключаться с одного вида деятельности на другой.
А как справится с новыми приоритетами система высшего образования? Будут ли пересмотрены традиционные компетенции нынешних выпускников вузов, что позволит им успешно конкурировать с искусственным интеллектом? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Людмила Сальникова, к. соц. н., доцент, научный руководитель программ ШБиМК МГИМО
MBA.SU