
На этой неделе порадовали «РБК.Тренды» публикацией про выбор обучения, о том, «как развиваться с максимальной выгодой». Статья шикарная — просто россыпь перлов. И подозрение, крепнущее по ходу чтения, что ее генерили при помощи ИИ.
Вначале задается довольно абсурдный вопрос «Где эффективнее обучаться — на полноценной программе MBA или коротких, но узконаправленных микрокурсах?» (?!) Для кого-то, оказывается, микрокурсы — это альтернатива программе МВА — тут уровень экспертизы, как говорится, налицо. Дальше еще забавнее: для автора статьи существуют два вида МВА: «внутренний» и «внешний»! Приведем этот пассаж полностью:
«Помимо горизонтального, существует и вертикальная мобильность, то есть карьерный рост. Когда компании активно используют обучение для повышения сотрудников и усиления крупных руководителей. В последние годы роль MBA заметно изменилась. Сейчас, когда любую информацию легко найти самостоятельно, один из ключевых вопросов для руководителей — стоит ли учиться на MBA в своей компании или же искать варианты на стороне? Если компания оплачивает MBA, неважно, внутренний он или внешний, это, безусловно, выгодный вариант».
Оказывается, можно учиться на МВА в своей компании! Список таких компаний, пожалуйста! И сразу насчет оплаты «внешнего» MBA самой компанией: этой благотворительностью пользуются не более 10% компаний, поэтому такой совет широкой публике выглядит некоторой насмешкой.
А еще автор считает, что программа МВА — это простой набор информации, который можно легко найти в интернете! Всё это — на сороковом году практики обучения по программам МВА в стране, когда опубликованы горы серьезных статей, исследований, отзывов и дискуссий! Такие вот теперь «тренды»…
Дальше эксперт все же выруливает на более твердую почву и сообщает, что «Основное преимущество этого обучения — в возможности нетворкинга [«возможность нетворкинга» — супер! ], это 80% пользы. Главный актив, который получают слушатели, — возможность познакомиться с будущими и действующими лидерами рынка, выстроить полезные деловые связи на перспективу. Именно ради контактов многие и идут на программы MBA. Потому что слушатель попадает в среду, где собираются профессионалы одного уровня и более опытные специалисты».
Ну конечно, не за знаниями же идти на МВА, исключительно ради «возможности нетворкинга»! На самом деле — по данным опросов, а не умозаключений — на МВА идут вот за чем (нетворкинг важен, но не самоцель — люди больше полагаются на себя, а не на встречу с крутым дядей):
Согласно опросам портала «MBA в Москве и России» (mba.su) поступившие на программы МВА, сделали это с целью:
- карьерного роста 22%
- получения новых знаний 20%
- увеличения дохода 16%
- смены сферы деятельности 15%
- систематизации имеющихся знаний 14%
- желания изменить свою жизнь (вне связи с бизнесом) 11%
- создания своего бизнеса 2%
Более подробно здесь»
Финальный перл, с оттенком математики от синьора Парето: «Диплом дает оставшиеся 20% пользы. Он показывает, что пройдены определенные курсы, получены компетенции по основам управления бизнесом.<..>… диплом уважаемого университета — верификация наличия у вас необходимых компетенций». И тут ошибка: выбирают не университеты, а бизнес-школы!
Но в текст снова проникает все та же будоражащая автора мысль: «Сейчас всю полезную информацию можно получить и без MBA: количество бесплатного полезного контента в открытом доступе поражает воображение».
Да нет же, чтение с монитора разнообразной информации может помочь в решении простых вопросов не стратегического характера, и не может заменить собой процесс, называемый бизнес- образованием! Ну хоть Википедию откройте.
Для тех, кто реально хочет разобраться, КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО (вопрос про сиюминутную выгоду — для дилетантов) ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ на МВА, два материала от людей, знающих тему не понаслышке:
М. Селезнёв


