Проблемы с экономикой не могли не отразиться на бизнес-образовании. Однако эффект получился прямо противоположный ожидаемому. При общем спаде покупательной способности число желающих получить диплом MBA в последнее время значительно возросло. Ни у кого не вызывает сомнений, что между ситуацией в экономике и бизнес-образованием (БО) существует самая прямая и непосредственная связь. Если первая находится в плачевном состоянии, это не может не отразиться на бизнес-школах. Вот только тенденции на рынке БО пока наблюдаются самые противоречивые.
Компаниям сейчас не до учебы
В большинстве бизнес-школ осенний конкурс превысил уровень прошлого набора. Почему же спрос на БО вырос, в отличие от нашей экономики, катящейся в пропасть? «В условиях кризиса, когда люди теряют работу, происходит закономерный всплеск интереса к бизнес-образованию, — объясняет ректор Института бизнеса и экономики профессор, д.т.н. Эдвард Гойзман. — Эта закономерность действует во всем мире и связана с тем, что потенциальные студенты бизнес-школ — весьма занятые люди и на то, чтобы получить дополнительное образование, у них нет времени. Часть из них, временно оставшись без работы, решила воспользоваться этим кратким перерывом, чтобы пойти учиться. Ведь образование нужно вне зависимости от экономической ситуации — в этом нет сомнений».
Никто не спорит — образование, конечно, нужно. Но оно стоит довольно дорого, а финансирование учебы со стороны работодателей резко сократилось.
Как признаются сами бизнес-школы, многие компании, в первую очередь строительной и финансовой отраслей, не смогли оплатить обучение своих специалистов, как ранее намеревались. Пусть даже работодатели спонсировали учебу лишь 25-30% студентов, а большинство слушателей всегда сами платили за обучение, это не могло не отразиться на рынке.
«Многие компании сократили свои бюджеты, предназначенные для повышения квалификации сотрудников. В связи с этим сильно сократился спрос на корпоративные программы бизнес-образования, а также в бизнес-школах начало сокращаться количество слушателей, за которых платят компании, — отмечает декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ) д.э.н., профессор Александр Чеканский. В перспективе это может привести к усилению такого сегмента БО, как корпоративные институты. В условиях кризиса многие компании будут вынуждены отказаться от услуг внешних провайдеров в пользу внутреннего обучения. В результате корпоративные университеты и отделы обучения, созданные в последние годы в большинстве крупных компаний, вполне могут взять на себя эту функцию.
Студентов по весне считают
В условиях кризиса хуже всего придется тем учебным заведениям, которые проводят корпоративные программы МВА или где большей доле студентов обучение оплачивает компания. Им придется потуже затянуть поясок.
«Бизнес-образование — один из наиболее рыночных сегментов в сфере образования, поэтому кризис влияет на него больше, чем на любой другой, — полагает ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. — Причем влияет по-разному. Рост происходит в том сегменте бизнес-образования, где люди сами инвестируют в себя. Другой сектор БО связан с услугами под конкретную компанию — речь идет о сегменте executive education. Он в условиях кризиса падает, потому что компании сокращают издержки, в том числе на обучение».
О сокращении притока пока рано говорить, весенний набор покажет, уверены в бизнес-школах, тем не менее первые признаки надвигающегося спада уже есть. «Нынешняя критическая ситуация находится только в начальной фазе, в силу этого она отразилась на рынке бизнес-образования пока весьма опосредованно. Количество предварительных запросов о возможности обучения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось сегодня примерно на 40-50%», — констатирует проректор АНХ, директор факультета «Институт менеджмента и маркетинга» д.э.н., профессор Олег Проценко.
В свою очередь, декан Высшей школы корпоративного управления АНХ д.э.н., заслуженный экономист РФ Сергей Календжян уверен, что востребованность программ МВА не претерпит особых изменений, по крайней мере, не снизится:
— Кризис может быть ощутим на весеннем наборе 2009 года и связан с ожиданиями наших клиентов. Они не знают, как долго будет продолжаться болезненная экономическая ситуация и в каком состоянии будут их компании.
Реалистично мы оцениваем уменьшение численности слушателей в пределах 20% от аналогичных показателей прошлого года. Это связано прежде всего с тем, что весной сложнее набирать слушателей, нежели осенью, плюс сказывается нервозное состояние рынка образования и экономики в целом.
В то же время в целом по рынку приток слушателей уже ощутимо сократился.
Во многих школах бизнеса недобор, а ряд программ, открытие которых было запланировано на январь-февраль, вообще не набрали слушателей, признаются в некоторых школах. Даже в ведущих.
Ценны знания, а не документ
Если говорить о долгосрочных прогнозах, то эксперты единодушны – в ближайшую пару лет кризис принесет немало бед и разочарований, в том числе и работникам бизнес-образования. Количество слушателей сократится на 30-40%, ряд школ и программ прекратит существование, слабые уйдут, сильные останутся и в результате кризиса станут еще сильнее. Рынок БО изменится в сторону усиления дифференциации бизнес-школ, уверен Станислав Савин, ректор института «МИРБИС», профессор, д.э.н., заслуженный деятель науки РФ:
— Школы, стоявшие у истоков БО в России и занимающие лидирующие позиции на рынке БО в настоящее время, востребованные у слушателей, имеющие широкие линейки программ как по содержанию, так и по формам реализации, станут еще сильнее. Аутсайдеры уйдут с рынка БО. Бизнес-школы, которые изначально были организованы на рыночных принципах, а не являлись по своей сути факультетами при государственных вузах, в кризисной ситуации, на мой взгляд, будут более устойчивыми и упрочат свои позиции на рынке БО.
Если все так и будет, то, безусловно, в итоге качество российского бизнес-образования возрастет. Став своеобразным барометром качества, кризис приведет к естественному переделу рынка и к изменению состава игроков на нем. Рынок БО очистится от учебных заведений, копирующих чужие методики, выстоят лишь те, кто готов предложить своим слушателям наиболее современные и адаптированные к нынешним реалиям учебные программы. «Будет востребовано прежде всего эффективное и очень качественное обучение. То есть если раньше порой учили «веерным» способом всех и всему, без четкой ориентации на результат, то теперь это будут адресные программы, «заточенные» под нужды компании и с обязательной оценкой их эффективности. Корпорации будут считать деньги и вкладывать их в обучение очень аккуратно», — считает Ольга Удовиченко, заместитель декана по программам для руководителей Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Говоря о будущем, Наталья Евтихиева, директор Международной школы бизнеса Финансовой академии при правительстве РФ, генеральный директор РАБО, советует заглянуть в прошлое:
— Этот кризис не первый и не последний. После 1998 года число бизнес-школ сократилось на 20-30%, в основном за счет ликвидации небольших заведений, предлагающих краткосрочные программы обучения. Большая часть оставшихся на рынке учебных заведений диверсифицировалась. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов снова отмечался всплеск бизнес-образования. Особенно корпоративных программ, так что многие школы переориентировались на них.
Получили развитие корпоративные университеты. Стало цениться образование, а не документ, выдаваемый по его окончании. Я думаю, все повторится по спирали: отпадут мелкие образовательные центры и мелкие бизнес-школы, корпоративные заказчики будут ориентироваться на короткие программы, вызванные острой производственной необходимостью, а все бизнес-школы будут прежде всего думать о функциональности своих программ. Следовательно, должна произойти еще большая специализация бизнес-школ.
Лидия Захарова
«Известия», 03.03.2009