24 апреля в РАНХиГС состоялась презентация масштабного исследования российского рынка бизнес-образования, проведенного в период лета и осени прошлого года, СберУниверситетом и РАНХиГС при поддержке РАБО, HH и нашего портала «МВА в Москве и России».
В исследовании приняли участие 476 слушателей и выпускников программ бизнес-образования из числа руководителей крупного (46%) , малого и среднего (54%) бизнеса. В качестве представителей работодателей были опрошены эйчары 78 компаний.
Со стороны образовательных организаций в опросе приняли участие представители 21 бизнес-школы, пяти Корпоративных университетов, четырех EdTech-компаний и тренинговых центров.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- В 2022—2023 гг. на рынке бизнес-образования произошел рост выручки корпоративных университетов, EdTech-компаний и тренинговых центров
- по численности выпускников 41%. составили программы повышения квалификации, 37% — программы профпереподготовки и 7% — программы MBA и их ближайшие аналоги (EMBA, DBA, MPA, Mini MBA)
- более половины востребованных образовательных программ являются длительными (свыше 6 месяцев) и реализуются в очном формате
- В бизнес-школах фокус делается на стратегическом менеджменте и управлении финансами, а в корпоративных университетах, EdTech-компаниях и тренинговых центрах — на развитии гибких навыков
- Эйчары считают приемлемым для обучения сотрудников краткосрочные программы, не более 3 месяцев. Среди обучающихся, напротив, 2/3 предпочитают обучение свыше 3−6 месяцев.
- Актуальность, практическая направленность и удобный формат обучения — три главных критерия выбора программ как для слушателей, так и для эйчаров. Остальные критерии различаются: эйчары склонны обращать внимание на длительность программы (бюджет!), а слушатели — на ее содержание и состав преподавателей
- Бизнес-школы и корпоративные университеты чаще выделяют в рамках своих планов развития обновление продуктовой линейки и дальнейшее развитие партнерской сети. EdTech-компании больше нацелены на развитие персонализации обучения и внедрение передовых технологий в образовательный процесс
- 50% эйчаров отметили, что прохождение руководителями программ бизнес-образования отражается на получении ими преимущества при назначении на более высокие должности и на предложении им новых ролей в организации
В качестве экспертов панельной дискуссии выступили:
- Сергей Мясоедов, президент РАБО, проректор РАНХиГС, директор ИБДА
- Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям, СберУниверситет
- Марианна Снигирева, генеральный директор, ООО «Нетология»
- Марат Исмагулов, HR-директор, Альфа-банк
В фокусе обсуждения на пленарной дискуссии находились следующие вопросы:
- Что ожидают руководители от бизнес-образования?
- Какие программы подойдут под потребности каждого руководителя?
- Где учить управленческую команду?
- Как работодатели удерживают и какие карьерные возможности предлагают руководителям, прошедшим обучение?
В ближайшее время мы более детально рассмотрим результаты Исследования рынка бизнес-образования.