Эксперты фиксируют снижение спроса на классические программы МВА — за последние три года количество слушателей тут сократилось едва ли не на 30%. Впрочем, отказываться от повышения собственной квалификации управленческая элита не намерена: падение интереса к стандартному бизнес-образованию компенсируется притоком слушателей на всевозможные ответвления в этой сфере. В первую очередь речь идет о так называемом mini-MBA.
Сегодня в Москве подобные программы продвигает целый ряд высших учебных заведений, в том числе МГУ. Главное преимущество «мини» перед классическим собратом кроется в самом названии — оно занимает значительно меньше времени. В то время как на стандартный курс МВА придется потратить год или два, укороченная программа займет от 16 до 250 часов. Немаловажным бонусом для слушателей тут выступает и финансовая сторона вопроса. Если за полноценный курс МВА в престижном вузе столицы придется выложить в среднем 600 тыс. рублей, то самые дешевые мини-программы в Москве могут стоить и 35 тыс. рублей.
Ответить на «вызов времени»
«Недавно Минобрнауки существенно изменило структуру дополнительного образования в нашей стране. Если раньше курсы переподготовки должны были длиться не меньше 72 часов, то сейчас — не меньше 16 часов, — отмечает Василий Козлов, ректор бизнес-школы Green City. — Дополнительное образование предполагало не менее 600 часов занятий, сейчас — не меньше 250. Так что растущая популярность mini-MBA — вполне естественное следствие этой реформы. Это ведь требование времени — максимальная интенсификация подготовки профессиональных кадров». Как отметил эксперт, создание подобных программ требует большого прагматизма — из устоявшегося и отточенного многолетним применением курса классического МВА экспертам приходится выбирать те дисциплины, которые пригодятся слушателям в первую очередь, и «отсеивать» нечто второстепенное.
«Для нас, преподавателей, это тоже определенный вызов. Ведь что такое стандарт классического МВА? Это тот набор дисциплин, который гарантирует взаимопонимание бизнес-элиты из разных стран. Теперь нам нужно «ужать» 1800 часов — а именно столько занимает стандартный курс бизнес-образования — в лучшем случае в 250. При этом важно помнить о том, что данное взаимопонимание ни в коем случае не должно быть утеряно», — подчеркнул Василий Козлов.
Отдельные обладатели сертификатов mini-MBA уверяют: получить подобное образование их подвигло желание подняться по карьерной лестнице в предельно сжатые сроки, и роскошь потратить два года на классический курс они себе позволить просто не могли. «О том, что прежний руководитель нашего департамента подыскивает другое место работы, я, к счастью, узнала за полгода до того, как он это место нашел. Сразу же встал вопрос — как доказать руководству компании, что я — ведущий специалист департамента — достойна занять его кресло, — рассказывает Елена Кудряшова, директор по маркетингу крупной косметологической компании. — После того как я принесла в отдел кадров сертификат об окончании mini-MBA, вакантную должность предложили мне. Качество образования, преподавания и полученных знаний вполне соответствует ожидаемому уровню. Я не исключаю, что через какое-то время пройду дополнительный курс по другому профилю, необходимому для расширения компетенции».
Отзывы об укороченном курсе mini-MBA на сайтах бизнес-школ и мнения квалифицированных педагогов свидетельствуют о том, что многие слушатели рассматривают эти занятия как одну из ступеней к получению полноценного бизнес-образования. Отдельные столичные бизнес-школы (в том числе при МГУ и МИРБИС) завлекают клиентов любопытными предложениями — если слушатель не может посвятить один или два года непрерывному обучению на МВА, он может взять несколько курсов mini-MBA в удобное ему время, а потом, сложив их вместе, получить заветную степень. Кроме того, подобный краткосрочный курс поможет принять осознанное решение, стоит ли вообще тратить на бизнес-образование время и деньги.
«Пиратские» игры?
Несмотря на все преимущества нового формата МВА, многие эксперты по-прежнему «голосуют» за устоявшиеся и отработанные годами курсы бизнес-образования. О новых трендах они не хотят даже слышать. Самих слушателей тут привлекает более фундаментальный подход, обеспечиваемый за счет большого объема очных занятий, традиционной системы лекций, семинаров, практических тренингов, постоянного непосредственного общения с группой и преподавателем. Не стоит забывать и о том, что если диплом об окончании полного курса МВА имеет вес не только в России, но и на Западе, то козырнуть сертификатом mini-MBA за границей вам не удастся — нигде, кроме нашей страны, его не признают.
«Использование термина MBA при описании подобных курсов вообще недопустимо, это просто «пиратский» захват понятия, - возмущается Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ. — Речь тут идет об очень укороченной программе, которая мало что общего имеет со стандартным курсом. Mini-МВА — такое же «логичное» название, как мини-магистратура или мини-бакалавриат».
По мнению профессора, определенную пользу слушателю подобные программы, бесспорно, принесут, но сравнивать их с классическим МВА — то же самое, что приравнивать образование, полученное в техникуме, с обучением в университете: «МВА предполагает присвоение окончившему его слушателю степени, в случае же этих курсов ни о чем подобном даже речи не идет. Так что подобное, вольное, обращение с этим термином вносит серьезную путаницу в сферу бизнес-образования».
… дело рук самих утопающих
Отдельный «сюрприз» претендентам на степень МВА преподнесли российские законотворцы. Напомним, вступление в силу федерального закона «Об образовании в РФ» исключило из сферы государственного контроля программы всех уровней дополнительного бизнес-образования — были отменены государственные стандарты качества и процедура госаккредитации. Бизнес-школам запретили выдавать дипломы государственного образца по программам любых уровней — будь то стандартный или mini-MBA.
«Устранение государства от регулирующих функций может породить опасные тенденции бесконтрольности и анархии, подорвать национальный рынок бизнес-образования, негативно сказаться на его международной репутации. Это не может не вызывать озабоченности как в среде потребителей указанных услуг, так и в среде самого образовательного сообщества, эти услуги оказывающего», — говорится в Декларации о создании Консорциума по развитию делового образования в России, подписанной представителями Российской ассоциации бизнес-образования, Ассоциации менеджеров, Ассоциации российских банков, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Торгово-промышленной палаты РФ.
Бороться с возможной «анархией» эти организации решили собственными силами, внедрив в сферу бизнес-образования некую общественную аккредитацию: «Нынешняя ситуация на российском рынке дополнительного бизнес-образования требует, чтобы вакуум, возникший в связи с прекращением государством исполнения регулирующих функций, был заполнен деятельностью аналогичного общественного объединения (консорциума), которое бы в максимальной степени отражало интересы, мнения и позицию не только ведущих российских поставщиков, но и потребителей услуг бизнес-образования». Так речь зашла о создании Национального аккредитационного совета делового образования (НАСДОБР), который должен аттестовать программы MBA на основании той нормативной базы, что была создана в 2012-2013 годах.
Предполагается, что за этим процессом будут наблюдать Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор. «Они видят в нашей работе прецедент по созданию системы саморегулирования отрасли. Наш опыт пригодится представителям других университетов и профессиональных сообществ, если они будут строить свои системы аттестации дополнительного образования», — уверяют новаторы все в той же декларации.
А вот представители властной элиты реагируют на произошедшее куда спокойнее. «Все-таки люди, претендующие на получение степени МВА, - не наивные пенсионеры, дети или студенты. Это — достаточно опытные и образованные профессионалы, обмануть их не так просто. Они сами способны сориентироваться в том многообразии предложений, что есть сегодня на рынке курсов МВА и mini-MBA, и выбрать тот вариант, который их устроит, — уверен Руслан Гаттаров, член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. — Если же кто-то хочет сэкономить время и деньги, получить сертификат «для галочки» с наименьшими трудозатратами и сознательно обращается не в проверенный вуз, а в некую «шарашкину контору» — это личное дело того или иного специалиста.
Вмешательство государства в этот процесс будет лишним». Кивают эксперты и на мировую практику. «Никто же ведь не слышал о такой степени, как «МВА США» или «МВА Англии», есть МВА Гарварда или МВА Оксфорда. Зачем же мы настаиваем на участии в этой сфере нашего государства?» — наверное, справедливо замечает Василий Козлов.
Но Запад Западом, а скидку на российские реалии потенциальным слушателям все же сделать придется. Желающие нажиться на раскрученном бренде МВА (пусть даже с приставкой mini) на отечественном рынке бизнес-образования неминуемо найдутся, и раз государство предпочло держаться от этой сферы образования подальше, то бдительность стоит проявить самим претендентам на почетный сертификат. «В первую очередь при выборе курсов mini-MBA я бы посоветовал обратить внимание на состав преподавателей, которые эти занятия ведут, — настоятельно рекомендует Василий Козлов. — Если в стандартной программе MBA важны академический подход и участие в процессе педагогов с учеными степенями, то в данных программах отдельные дисциплины должны вести и практикующие специалисты — к примеру, предприниматели, маркетологи, топ-менеджеры солидных компаний. Они могут поделиться со слушателями собственным опытом».
Не менее важный момент, по мнению эксперта, вариативность предлагаемых бизнес-школой программ, пусть даже факультативных: «Тут может идти речь, к примеру, о таких дисциплинах, как «источники бизнес-решений в сфере современного искусства» или в яхтинге. Далеким от бизнеса людям может показаться, что это ерунда. Но опытный топ-менеджер с этим никогда не согласится — в бизнесе важны креативность и нестандартные подходы». С особым вниманием стоит присмотреться и к сайту бизнес-школы: он должен быть сделан качественно, продуманно и содержать исчерпывающую информацию о предлагаемых программах и тех преподавателях, кто их будет вести, а не состоять из одной-двух интернет-страниц и неработающих ссылок.
Екатерина Глебова,
Известия, Бизнес-образование, 27 сентября 2013