Российское бизнес-образование столкнулось с огромной проблемой — стремительными темпами изменений в российской экономике, которые ставят перед управленцами все новые и новые задачи. Это заставляет бизнес-школы максимально оперативно переносить все самое интересное из практики работы компаний в учебные аудитории.
Программа МВА, за свою долгую, более чем 110-летнюю историю, стала синонимом всего бизнес-образования, к которому относятся тренинги, семинары, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, наконец, топовые программы Еxecutive МВА и Doctor of Business Administration (DBA).
Ни одну программу не окружал такой шлейф кривотолков и мифов, как российскую МВА.
С момента появления этой программы на отечественном образовательном рынке в 1992 году, она вызвала острейший интерес вчерашних советских госслужащих, подогреваемый шквалом публикаций. Многие решили, что МВА — это прямой путь к обогащению, что изучив загадочные «стратегический менеджмент», «маркетинг» (ударение на первой гласной) и эккаунтинг (!), они сразу станут крутыми бизнесменами, сладкую жизнь которых тогда вовсю показывало телевидение. Некоторые до такой степени уверили себя в своей возросшей рыночной стоимости, что вводили в шок сотрудников кадровых служб, без стеснения называя цифры желаемого вознаграждения. Так зародилась молва о том, что все выпускники МВА безосновательно требуют себе высокую зарплату. С тех пор времена сильно изменились и выпускники МВА давно оценивают себя более адекватно, но и теперь можно встретить мнение о зарвавшихся эмбиэях. Как правило, его транслируют люди, сами на МВА не учившиеся и, в силу этого, объявляющие МВА пустой затеей, при этом почему-то противопоставляя обучение практике.
Когда же оказалось, что желанный диплом (поначалу — просто о профпереподготовке, а в 2000-2013 гг. государственный) автоматически не открывает двери серьезных компаний, наступило разочарование, давшее старт публичным дискуссиям на тему «что дает МВА» (вариант — «МВА ничего не дает»). Этот пустой спор, то активизируясь, то затухая, длится в СМИ до сих пор, хотя очевидно, что любое длительное обучение (1,5 или 2 года) , как минимум, не проходит бесследно для взрослого человека, сознательно решившего учиться. Результат обучения в бизнес -школе чаще всего опосредован и неочевиден, хотя немалое число слушателей программ МВА еще до окончания обучения совершают карьерные рывки, начинают новые бизнес-проекты, меняют траекторию своего развития.
Сейчас многие поняли, что хороший результат может дать лишь обучение, подкрепленное ежедневной практикой бизнеса, серьезной мотивацией и активной работой в аудиториях бизнес-школы и дома. С усложнением бизнеса и ростом его динамики уровень требований к школам бизнеса со стороны слушателей МВА резко возрос. Теперь они хотят не только высокой практической применимости полученных знаний, но часто ждут от бизнес-школы консалтинговой поддержки своего бизнеса, карьерного и личностного коучинга. Если с консалтингом и коучингом наши бизнес-школы справляются довольно успешно, то вечный вопрос о связи обучения с бизнесом еще ожидает своего решения.
Особенность современного этапа бизнес-образования в том, что учебники по бизнесу устаревают раньше, чем оказываются на прилавках книжных магазинов. В идеале все новое, интересное из практики работы компаний должно максимально быстро переноситься в учебные аудитории, становиться предметом анализа и конвертироваться в новое знание. Частично эту задачу решают сами слушатели МВА, приносящие в аудиторию свой повседневный практический опыт, однако иногда его уровень недостаточен для обобщения. Непрерывный поиск носителей эффективного знания, структурирование, методическая обработка, встраивание в учебный план — одна из главных задач бизнес-школы. С другой стороны, необходимо придать стажировкам и посещениям компаний неэкскурсионный характер, предлагая слушателям МВА сложные практические задачи компаний, требующие решений.
Продолжение экономического кризиса привело осенью этого года к снижению потребительского спроса на программы МВА примерно на 20% к уровню предыдущего года. Финансовые затруднения потенциальных слушателей, уже обремененных различными кредитами, заставляют школы бизнеса идти навстречу, предлагая различные варианты обучения (например, с дистанционной составляющей; по отдельным блокам с возможностью перерывов между ними), различные ценовые преференции.
Говорят, кризис — это время роста. Российские бизнес-школы, прошедшие суровую школу выживания и самофинансирования, сдаваться не собираются. У них много проблем, но ведь и число активных сторонников МВА со временем увеличивается: сегодня число выпускников только российских бизнес-школ уже перевалило за 50 тысяч. А вместе можно многое, если не все.
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, проректор МИРБИС
журнал «Профиль» №35 15 сентября 201 г.