Всем нам очень хочется знать, как к выпускникам бизнес-школ относятся российские работодатели. Стоит ли в поте лица учиться два года на МВА, если в дальнейшем на собеседовании при приеме на работу кадровик «выдаст» вам весь набор застарелых штампов: «Выпускники МВА не обладают практическими навыками», «ЭмБиЭи хотят только большую зарплату, а дела не знают» и пр.?
Несмотря на 10-летний официальный возраст (а неофициальный числят с 1992 г.) программы МВА и число выпускников этих программ (что-то около 25 тысяч человек), многим еще кажется, что последние отделены неким стальным барьером от тех, кого принято называть работодателями. А разве 50% выпускников МВА и 100% выпускников программ Executive МВА — не работодатели? В подавляющем большинстве средних и крупных компаний в России сейчас практически весь топ-менеджмент имеет степени МВА и ЕМВА.
Но мы все ищем каких-то особых «работодателей», чтобы спросить у них. Так, один из последних «рейтингов» подавался, как «мнение работодателей». Это нонсенс: для того чтобы экспертно оценивать качество бизнес-школ и проводить сравнительный анализ, нужно разбираться в тонкостях процесса обучения в каждой из них, иметь представление о степени удовлетворенности слушателей и массу другой информации. Или, хотя бы обладать опытом обучения в бизнес-школе. Поэтому работодатели, которые сами не учились, никогда не смогут этого оценить, т.к. такой информацией не владеют. Оценивать же бизнес-школу по одному-двум знакомым или сотруднику компании — дело безнадежное.
Нам кажется, что пора перестать искать каких-то особых откровений. В летнем опросе выпускников российских бизнес-школ Российская Лига МВА (www.mba.su) просила их назвать 3 лучшие (кроме своей) российские бизнес-школы. Т.е. использовался принцип голосования на Евровидении — голосуешь за других. Это, по нашему мнению, должно снять обычные претензии в адрес рейтингующих — мол, не хватает голосов от школы (как будто как раз «недостающие» голоса обязательно принесут решающие баллы). Здесь же голоса дают выпускники других бизнес-школ. Таким образом, мы составили Рэнкинг самых известных брендов российского бизнес-образования MBA.SU в 2011 г.
В опросе приняло участие 314 выпускников программ МВА и ЕМВА 34 бизнес-школ, 90% из которых являются топ-менеджерами или владельцами компаний. Мы полагаем, что это «жюри» является наиболее представительным и квалифицированным.
В своих ответах выпускники указали 50 школ бизнеса (86% — Москва, 12% — Санкт-Петербург).
Опрос выявил интересные факты. Например, самая «распиаренная» бизнес-школа «Сколково», вопреки ожиданиям, не стала лидером упоминаний. Или другая особенность: при голосовании выпускникиназывали университеты, в составе которых на правах факультетов работают по нескольку бизнес-школ: АНХ (16), НИУ ВШЭ (7), МГУ (4) и др. Мы понимаем, что это — скорее оценка уровня университета, нежели его факультетов. Тем не менее, мы решили оставить университеты в рэнкинге, чтобы была возможность сопоставления. Для бизнес-школ, входящих в эти университеты, такой результат означает серьезные проблемы с опознаваемостью брендов. Но лидирующим бизнес-школам это, естественно, не мешает, они прекрасно индентифицируются, несмотря на силу материнского бренда.
12 самых известных российских брэндов бизнес-образования, аккумулировали 77% голосов, располагаются в значительном отрыве от остальные 38 бизнес-школ. Еще раз подчеркнем, что участники опроса оценивали, так называемое, воспринимаемое качество или известность брендов.
№ |
Бизнес-школа/Университет |
1 место, |
2 место, |
3 место, |
Средний балл |
1. |
Московская международная высшая школа бизнеса Мирбис |
14,52 |
15,92 |
16,09 |
15,51 |
2. |
НИУ «Высшая школа экономики» |
9,95 |
9,95 |
4,01 |
7,97 |
3. |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (бывш. АНХ) |
11,61 |
6,46 |
5,74 |
7,93 |
4. |
Высшая школа бизнеса МГУ |
7,46 |
7,46 |
5,17 |
6,69 |
5. |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС |
7,05 |
5,47 |
5,17 |
5,97 |
6. |
МГУ |
6,22 |
5,97 |
4,59 |
5,57 |
7. |
Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС |
7,05 |
3,98 |
4,01 |
5,01 |
8. |
Московская школа управления «Сколково» |
7,05 |
4,47 |
3,44 |
4,98 |
9. |
Стокгольмская школа экономики |
7,47 |
2,98 |
4,02 |
4,82 |
10. |
Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ |
2,9 |
5,97 |
2,87 |
3,91 |
11. |
Высшая школа бизнеса ГУУ |
2,07 |
3,48 |
4,01 |
3,18 |
12. |
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП |
3,31 |
2,48 |
0,57 |
2,12 |
Олег Григорьев
mba.su