Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.06.2017 / Боровиков Максим Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков
Источник: MBA.SU

Рынок MBA в России: мнение представителей бизнес-школ и планы по развитию

Публикуется впервые.
Ссылка на MBA.SU обязательна


РБК Исследования рынков публикует третью статью по результатам исследования рынка MBA: она посвящена мнению представителей бизнес-школ о текущем кризисе и их планам по развитию.

Объем рынка MBA в натуральном выражении (число обучающихся) по оценке РБК Исследования рынков, превышает 7 000 человек, в денежном выражении - более 3 млрд руб. С одной стороны - цифры впечатляющие, с другой - доля MBA на российском рынке образования составляет менее 0,2% (объем рынка образования в России - около 1,8 трлн руб. по данным «Нетология групп»). Очевидно, что рынок столкнулся с серьезными проблемами еще в 2008-2009 гг.: докризисные показатели не достигнуты по сей день.

При этом мнение о кризисе 2015-2016 гг. у представителей бизнес-школ неоднозначное: есть мнения, что кризис не отразился на бизнес-образовании и даже стимулирует развитие рынка, так и диаметрально-противоположные мнения.

Табл. 1. Мнение представителей некоторых бизнес-школ о кризисе

Руководитель
и название бизнес-школы
Мнение о кризисе
Мясоедов С. П. директор ИБДА РАНХиГС На протяжении ряда лет в связи с кризисными процессами в экономике рынок программ МВА России сжимался. Достигнув своего пика в 2007 году, он к 2017 году в целом по стране сократился на 15-20 процентов. Однако, ведущие бизнес-школы России сохраняют на рынке устойчивые позиции, благодаря ускорившемуся перетоку учащихся из более слабых бизнес-школ в сильные.
Мордовин С. К. ректор ИМИСП Количество обучающихся упало в 2 раза по сравнению с 2011-2012 гг. С 2015 оно держится на примерно одном уровне.
Олейник А. И.
директор - Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ
Количество обучающихся увеличивается.
Канке А. А.
директор ВШБ ГУУ
Влияние кризисных явлений несомненно. Но оно не обязательно негативное. В кризис скачкообразно сокращается количество корпоративных заявок на обучение, или заявок на дорогостоящее обучение. А вот количество частных слушателей может увеличиваться - люди теряют работу и стремятся использовать временный перерыв для смены профессии или повышения квалификации.
Татарченко Л. В.
директор ВШМ НИУ ВШЭ
В первый год волны кризиса рост количества обучающихся сокращается, на второй год - обычно возвращение к предыдущим показателям или, даже, небольшой прирост.
Лобанова Е. Н.
декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС
Ответ покажется парадоксальным - в кризисы число слушателей программ МВА растет! Люди предпочитают вкладывать накопленные средства в образование, обладающее долговременным эффектом. Компании пытаются экономить в кризисных ситуациях, а число физических лиц - слушателей программ МВА, растет, так что численность потоков остается стабильной и неизменной, несмотря ни на что. В то же время число слушателей программ МВА, как и всё в мире, подвержено законам цикличности, но спады можно предусматривать и купировать специальными алгоритмами.
Алехина Г. А.
директор международного центра программ MBA Национального исследовательского Томского политехнического университета
Ситуация в экономике приводит в целом к росту интереса к обучению. Звонков и обращений, заявок стало больше, интерес становится более осмысленным, хотя уровень общей подготовки слушателей (качество человеческого капитала) неуклонно снижается. Рост числа слушателей с 2009 года - 8-12% в год.
Грабовская А. Т.
директор московского филиала Международного института менеджмента ЛИНК
Как свидетельствует история, наиболее ценными и удачными инвестициями в периоды неопределенности и кризиса являются вложения в личный интеллектуальный и профессиональный капитал. Получая дополнительные знания и приобретая новые профессиональные навыки, специалист повышает свою конкурентоспособность и стоимость на рынке труда, особенно, в условиях складывающейся на наших глазах новой экономической реальности.
Как и в прошлые кризисные периоды, ЛИНК сейчас не испытывает падения спроса на программы, востребованность бизнес-образования, особенно, программ МВА довольно высока.
Это связано, прежде всего, с тем фактором, что к нам в ЛИНК приходят уже успешные состоявшиеся люди, а бизнес-образование помогает им сделать новый шаг, к которому они стремились долгие годы.
Федоров Ф. В.
директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»
Изменения в экономике безусловно повлияли на рынок бизнес-образования, однако на наборах в ведущие школы бизнеса это никак не сказалось. Кризисы показывают, что многие менеджеры используют ситуацию как возможность и выбирают кризисное время как наилучшее для получения новых знаний и повышения собственной капитализации. По данным последних наборов, спрос на МВА в МИРБИС сохранился на уровне 2015-2016 годов, а, например, на программу для руководителей Executive MBA - вырос на 20%.
Фельдман М. О.
директор программ MBA и EMBA Московской школы управления СКОЛКОВО
За последние несколько лет мы наблюдаем рост количества слушателей на программы СКОЛКОВО МВА и EMBA. Например, в запустившихся в конце 2016 года группах MBA-7 и EMBA-23 учится по 50 студентов в каждой, и это рекордное количество.
Повышение спроса мы связываем с ростом потребности в получении качественного бизнес образования, развитием нашей продуктовой линейки, ростом репутации сообщества выпускников СКОЛКОВО, а также развитием грантовой программы.
Мирзоева А. М.
директор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО
Мы видим, что в условиях кризиса, платежеспособность людей падает, а желание получить дополнительное образование уступает свои позиции позициям, стоящим ниже в иерархии человеческих потребностей. Мы заметили последствия кризиса по количеству поступивших в 2015 году по сравнению с 2014 годом, но в 2016 году ситуация значительно улучшилась, и количество поступивших превысило показатель не только 2015 года, но и 2014 года.

Несмотря на кризис, почти все представители бизнес-школ смотрят в будущее с оптимизмом и планируют в дальнейшем активно развиваться: обучать новым технологиям и методам управления, внедрять больше интерактивных методов обучения и развивать онлайновые занятия в рамках базовых курсов, а некоторые задумываются о выходе на зарубежные рынки.

Табл. 2. Планы по развитию некоторых бизнес-школ

Руководитель
и название бизнес-школы
Мнение о кризисе
Коляда А. А.
ректор бизнес-школы EMAS (Нижний Новгород)
EMAS - это частная консалтинговая бизнес-школа и это предопределило наши действия. Мы стали предпринимать активные усилия по противодействию кризису, начиная с конца 2015 года. В 2017 году мы планируем продолжать реализацию ранее начатой стратегии. Наш профиль (активно практикующие консультанты) предопределяет специфику наших MBA - полностью практичны, без абстрактных кейсов, 100% на реальной практике слушателей. Мы намерены его развивать и усиливать, делая ставку на качество знаний, которые получают наши учащиеся.
В 2017 году мы усилим наши программы посредством IT-составляющей. EMAS совместно с компанией ЛАД на базе 1С создала первую в России IT-систему стратегического планирования бизнеса "EMAS: Стратегия компании". Помимо коммерческого использования она станет составной частью наших MBA - промежуточные и выпускные проекты студенты будут выполнять в этой системе. Наши выпускники будут иметь право использования этой системы в их компаниях и после завершения обучения.
Наши очные занятия MBA уже проводятся в Москве, Нижнем Новгороде и Минске, и мы намерены предложить в этих городах ещё больше качественных программ.
Мы также предлагаем наши программы в Казахстане, Кыргызстане и на Украине и намерены развивать свою работу на этих рынках.
Наши дистанционные и очно-дистанционные MBA позволяют учиться из любой точки мира.
Это уже принесло свой результат. Сегодня количество учащихся на MBA в EMAS в разы превышает количество тех, кто учился у нас в 2015 году. Мы планируем дальнейшее развитие в этих направлениях и в 2017 году.
Ядова Е. Н.
руководитель программ MBA Moscow Business School
- Продолжение развития международного сотрудничества для повышения качества образования и экспорта образовательных услуг;
- Технологическое совершенствование систем дистанционного обучения и привлечения слушателей;
- Продолжение активной научной деятельности в целях развития сфер образования, технологии, управления;
- Создание новых современных программ обучения;
- Непрерывная проработка повышения качества предоставляемых услуг.
Балашова М. В.
директор программ MBA Школы бизнеса «Синергия»
В наших планах обогащать программы МВА практическими знаниями, кейсами от реальных практиков российского бизнеса, продолжать дальнейшее движение на международные рынки, совершенствовать технологии дистанционного обучения.
Маркова В. Д.
директор ЦДО НГУ, зав. сектором Института экономики СО РАН, руководитель Президентской программы и MBA ЦДО НГУ
Были мысли отказаться от букв МВА, так как после принятия Закона об образовании статус таких программ существенно понизился (даже красивые дипломы старого образца были вынуждены уничтожить, а новые образцы практически не отличаются от дипломов для программы ДПО длительностью свыше 250 часов). Хотели назвать программой для руководителей и собственников бизнеса, но остановила история программы - все-таки уже 11 выпусков.
О развитии: программа 10 лет назад и сейчас - это разные вещи. Меняется деловая среда, менеджмент, должна меняться и программа. В планах - собрать блок программы по цифровой экономике и новым инструментам менеджмента. Один из наших выпускников президентской программы успешно реализует проекты в сфере больших данных и искусственного интеллекта, есть преподаватель, который разрабатывает чат-боты для обучения персонала (запущен проект в сфере HoReCa), я сама занимаюсь проблемами формирования и функционирования бизнес-экосистем и бизнеса на базе платформ, в том числе и в рамках реализации Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области (входила в группу разработчиков). Те есть мы готовимся обсуждать со слушателями, а также и с выпускниками программы МВА новые принципы управления бизнесом, которые формируются в цифровой экономике...

Измайлова Анна
директор по маркетингу и продажам Стокгольмской школы экономики в России
Мы планируем и дальше работать на рынке Executive MBA, предоставляя качественный шведский образовательный продукт. Также мы ведем работу с корпоративными клиентами, помогаем в реализации их образовательных целей, построении корпоративных университетов.
Карташова Л. В.
декан факультета Плехановская школа бизнеса Integral
Основными направлениями развития бизнес-школы являются:
- Усиление ориентации на корпоративных клиентов;
- Расширение географии;
- Разработка и продвижение новых образовательных продуктов, востребованных рынками;
- Формирование адекватных ожиданий потребителя.

Чернышев С. А.
руководитель Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления
Наш план тесно связан с нашим видением перспективных направлений деятельности: общественный сектор, евразийское экономическое пространство, сетевая работа с ведущими российскими и зарубежными школами. Я сознательно не упоминаю в этих трендах дистанционное образование - поскольку, как уже было сказано выше, возможность нетворкинга - один из базовых запросов на обучение в бизнес-школе, а дистанционное (электронное) образование такой возможности не дает. В этом смысле, я не верю в долгосрочную перспективность дистанционного МВА.
Не знаю, будут ли у вас опросы представителей иных бизнес-школ Новосибирска, но по нашему опыту, могу сказать, что последние 1-2 года мы фактически занимаемся конструированием рынка бизнес-образования в Новосибирске. В Высшей школе бизнеса НГУЭУ - порядка 40-60 выпускников ежегодно, еще около 30-50 выпускников выдают ежегодно остальные бизнес-школы города (не считая тех, кто работает в Новосибирске дистанционно, а также выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров). То есть, рынок сейчас - это всего около 100 обучающихся в год на 1,5-миллионный город. Первыми в Новосибирске запустив на рынок продукт «Специализированные МВА» вы фактически расширили этот рынок сразу в полтора раза, привлекая на него молодых предпринимателей, которым нужны относительно дешевые и короткие программы с конкретными ответами на их вопросы. Но и в таком объеме - это все равно мало. В университете AlmaU (Алматы, Казахстан) - ежегодный набор составляет более 200 слушателей. Притом, что наши города сопоставимы, вот тот уровень, к которому мы должны стремиться.

Фельдман М. О.
директор программ MBA и EMBA Московской школы управления СКОЛКОВО
В 2017-2018 годах мы будем продолжать запускать по три группы EMBA ежегодно, и сфокусируемся на новых образовательных форматах, в том числе совместным модулям с лучшими международными бизнес-школами.
С 2018 года программа MBA будет запускаться два раза в год, в том числе и благодаря нашему спонсору - компании International Paper, т.к. осеннему набору добавится еще и весенний.
Также важной ступенью развития является сотрудничество с одной из ведущих бизнес-школ мира HKUST (Hong Kong University of Science & Technology), с которой мы планируем запускать совместные программы, а также сотрудничать по развитию академической платформы.
Мы также планируем дальнейшее развитие программы грантов. В ведущих мировых бизнес-школах до 60% слушателей программ MBA получают финансовую поддержку, и мы также ставим перед собой подобные цели. На сегодняшний день до половины наших студентов MBA получили гранты на обучение благодаря поддержке наших партнеров, таких как Рубен Варданян, Леонид Михельсон, Сергей Попов, Давид Якобашвили, и ряд крупных компаний, включая А1, БИНБАНК и М.Видео.

Копьев Д. С.
директор Международной школы бизнеса МГУ им. Адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
Дальнейшее развитие Школы связано с морской спецификой МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. Признание качества российского морского образования за рубежом, рост числа российского командного состава в иностранных судоходных компаниях, вывод российскими судовладельцами судов из-под российского флага - все это делает возможным работу российских специалистов в качестве менеджеров и специалистов береговых подразделений иностранных судоходных компаний и портов. Открытие совместных программ МВА данного профиля станет следующим этапом жизни Школы. Вместе с тем в период кризиса привлекательным кажется качественный деловой туризм, над чем сейчас активно работает персонал Школы.
Косарева Е. Н.
зам. директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
На мой взгляд, длительное и успешное существование нашей программы на рынке образовательных услуг доказывает интерес, прежде всего, к отраслевым специализированным программам, дающим представления и управленческие навыки в конкретном бизнесе. Тем более, что международные эксперты АМВА (Международная Ассоциация МВА) указывают на существенное снижение (30-40%) интереса к дженералистским программам МВА и рост интереса к специализированным, что подтверждается нашим опытом.
Филиппов О. С.
директор Европейской школы бизнеса и финансов (ЕСБФ)
ЕСБФ планирует стать одним из основных игроков на рынке бизнес-образования и MBA для малого и среднего бизнеса. Выходить на элитный сегмент не планируем.
В силу отсутствия рейтинга российских ВУЗов за рубежом, особенно в части бизнес-образования, планируем привлечь якорного европейского партера для совместного продвижения программ MBA и бизнес-образования в России и странах СНГ. Гибкость, эффективность и практико-ориентированность ЕСБФ, а также эффективное партнерство с западными коллегами, должно привести к серьезным конкурентным преимуществам на российском рынке.
Через 2 года Европейская школа бизнеса и финансов планирует выходить на международную аккредитацию AMBA.

Полные интервью представителей бизнес-школ, данные о динамике рынка и другая полезная информация представлена в исследовании российского рынка MBA, подготовленного РБК Исследования рынков.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования