Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: Сергей Мясоедов: "Нужно критически переосмыслить модель развития российского бизнес-образования"

15.09.2018 / О.Н. Бекбулатов, ппреподаватель программ МВА и EMBA МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС, бизнес-тренер
Источник: MBA.SU

Мнение: Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе


В начале замечу, что намеренно не упоминаю название ни одной бизнес-школы, ресурса и пр. Речь пойдет только об общих подходах: Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе (БШ).

Итак:


 1  Не переносите имидж "родительского" учебного заведения на имидж бизнес-школы. Довольно часто это - совсем разные, а нередко даже полярные показатели. Даже если, для абстрактного примера, университет, при котором работает БШ, возглавляет топ-10 лучших учебных заведений страны, то бизнес-школа может быть довольно посредственная. Мало того, - построить свое продвижение именно на данном обстоятельстве, принося в жертву иные, зачастую - важнейшие вопросы. Для такой тактики даже есть специальный термин - "Под шпилем". Совет здесь простой: Не давайте ослепить себя блеском этого "шпиля" и внимательно посмотрите по сторонам.

 2  Точно также, как в случае с "родительским вузом", не делайте проекции личности создателя / основателя / декана Школы на качество ожидающих вас учебных программ. На презентации Школы вы, возможно, влюбитесь в него / неё. И это обстоятельство часто становится решающим аргументом для выбора: "Пойду учится к N.! Он / она такой классный!" Но не обольщайтесь: С огромной долей вероятности вы никогда не встретитесь в учебной аудитории с этим конкретным человеком. В лучшем случае - сфотографируетесь вместе на вручении дипломов. Так что не дайте себя «безнадёжно обаять» на презентации программы. Такой путь бесперспективен.

 3  Критически относитесь к рейтингам. Узнайте откуда они, кто составляет, участвуют ли в них ведущие бизнес-школы. Не так уж редко можно встретить искусственные рейтинги, призванные пропиарить конкретную Школу, оплатившую действо. Есть немало школ, греющихся в лучах проплаченной славы. Вы же не хотите попасть в такую?..

 4  Не менее настороженно относитесь к отсутствию имени БШ в периодических рейтингах от пользующихся доверием источников: Заявление о неучастии в опросах, "мы выше всего этого" и т.п. обычно свидетельствуют о наличии проблем БШ, часто - серьезных. Даже если Школа по каким-то объективным причинам игнорирует рейтинги, она не может не являться их частью!

 5  Уместно вспомнить о "членстве в международной ассоциации МВА", которое часто преподносится, как серьезный аргумент при выборе БШ. Само по себе такое членство, без сомнения, достойно уважения, хотя по большей части, этот вопрос зависит от финансовых возможностей БШ. Аккредитацию влиятельных международных ассоциаций получить гораздо труднее, даже будучи их членом.  Тут совсем другая, гораздо более сложная процедура. Часто членство пытаются выдать за аккредитацию, размещая на своих материалах и сайте логотипы престижных ассоциаций. - Попытка манипуляции. Не ведитесь!

 6  О "зарубежных партнёрах" БШ". Часто, во всяком случае - нередко используется подход, описанный в предыдущем пункте. Внимательно изучите доступную информацию об этом "партнере". Что из себя представляет? Когда основан? Сколько выпускников за последние 5 лет? и пр. Прочтите договор о сотрудничестве, который вам должны показать быстро и с гордостью. Убедитесь, что партнер настоящий, а не является аффилированной структурой той же БШ.

 7  О "втором дипломе европейской (японской... китайской... и пр.) школы / университета. Подход примерно тот же, как в предыдущем пункте. Обратите внимание и на такое важное обстоятельство: Второй диплом иностранной бизнес-школы вы, как правило, можете получить, защитив итоговую работу на территории страны регистрации БШ. Уточните! Снова обратитесь к списку членов Ассоциации МВА, найдите там эту Школу. Посмотрите списки выпускников этой Школы прошлых лет, убедитесь в наличии родных отечественных имен, совпадающих с именами выпускников российской БШ, которая дает вам это обещание. Нет? С огромной долей вероятности окажетесь обладателем красивой бумажки с иностранными буквами, которая ничего не будет стоить.

 8 Познакомьтесь с директором / администратором / научным руководителем БШ, человеком, который определяет программное наполнение, расписание, состав преподавателей и прочие важные вещи. Если это - "длинноногая блондинка" (любого пола), сама не обучившаяся на МВА, без обширных социальных связей в преподавательской среде, не понимающая принципов логики построения программы МВА и т.п. - смотрите другие варианты, как бы она (он) не были уверены в себе и своих программах. 100% уверенность, свойственная читателям журнала "Веселые картинки", - не для вас. Не игнорируйте этот пункт, возможно, он - один из важнейших. Осмысленно собрать достойную программу МВА, пригласить на нее таких же достойных преподавателей, создать из этих преподавателей команду, а из разрозненных курсов - единую программу дорогого стоит! Успешно справляются с этим буквально единицы. Судите сами: Надо обладать довольно редкими знаниями в области проектирования учебных программ, быть частью часто закрытых и элитарных "преподавательских тусовок", иметь свое Имя, на которое позитивно среагирует желаемый кандидат на преподавание, обладать авторитетом и экспертизами для анализа предлагаемых курсов. И много еще всего. Успешных примеров - единицы. Не забудьте: Единицы.

 9  Проконтролируйте набор учебных дисциплин, предлагаемых к изучению! Если вам повезло с п.8, то все будет нормально. Если есть сомнения, вас должно насторожить наличие в учебном плане курсов - "экзотов" и курсов - "общих мест". Поясняю. Любая программа МВА, какой бы продолжительности она не была, всегда ограничена по времени. От чего-то всегда приходится отказываться, чтобы качественно отработать приоритетные дисциплины. Это - нелегкий компромисс, в первую очередь - для вас! Именно вы оплачиваете каждый из включенных в расписание курсов. Не надо платить за азы, за то, что или не нужно вам вообще или легко берется на стороне. Типа "Публичные выступления", "Искусство проведения презентаций" и подобное. Это и есть так называемые "курсы - общие места", которым не место в программе МВА. В противовес им "курсы - экзоты" берутся непонятно откуда и с какой целью. Насторожитесь, увидев что-то наподобие "лайф-драйв для менеджера" или "экзистенциальные аспекты психологии управления" и т.п. Явно не в тему, часто - под кого-то конкретного преподавателя без учета общей логики программы. А зачем вам платить за это?

 10  Попросите показать учебные пособия программы. Авторские учебные пособия. Если их нет (или почти нет), если вместо них предлагается "список литературы" или "раздатки / рабочие тетради" - вам не сюда. У хорошего преподавателя всегда имеется авторский учебник, не "умерший под типографской обложкой", а растущий, меняющийся и развивающийся вместе с бизнес-реалиями. (Хорошая идея - посмотреть какое-то учебное пособие прошлого и позапрошлого года. Они не должны быть идентичными!).

 11  Уточните - каким образом осуществляется единая логическая связь отдельных учебных дисциплин программы. Есть ли периодические встречи преподавателей? Посещают ли они занятия друг друга? Работают ли над созданием и развитием единой терминологической базы? Если не услышали ничего внятного на эту тему, то преподавание учебных программ осуществляется по принципу "Росконцерт" (о нем - далее), и вам - не сюда.

 12  Уточните специализацию программы МВА. Кого готовят на выходе: Стратегов? Финансистов-дженералистов? Менеджеров, готовых управлять изменениями? Еще кого-то? После получения конкретного ответа спросите: Почему именно этот состав учебных дисциплин наилучшим образом работает на заявленную цель. Заминка с ответом? Ответа нет вообще? - До свидания.

 13  Поинтересуйтесь - какого рода выпускная работа будет завершать обучение? Если это "Презентация как вы будете воплощать в жизнь свою бизнес-идею", то вам - снова не сюда! Происходит невольная (а часто - и умышленная) подмена понятий "БШ" на "Бизнес-инкубатор". А это, согласитесь, вещь совсем другая.

 14  Задайте еще несколько уточняющих вопросов на свое усмотрение. Их цель - определиться с Моделью преподавания программы МВА. Уже упоминался "Росконцерт" - почти случайный набор преподавателей-"звезд", не столько обучающих, сколько развлекающих аудиторию. Помните, что "сделать интересно" несложно. Нам нужно "интересно и полезно", с этим нередко сложности. Также, пользуясь типологией Л.И Евенко, назову модели "Кадровый центр", "Элитный клуб", тот же "Бизнес-Инкубатор", "Подделка" (используют термин "МВА", но им фактически не являются), "Цех №5" (по сути - внутрикорпоративные программы МВА, спроектированные с учетом специфики их деятельности). Есть и другие. Идентифицируйте и поймите для себя - подходит ли это вам? Именно это вы ищите на самом деле, размышляя о своем обучении на программе? Мой совет: Ищите модель "Храм знаний". Именно такие программы МВА наиболее жизнеспособны и востребованы в мировой практике.

 15  Сходите на пробное занятие. Примерьте на себя. Лекция? Просмотр слайдов с комментариями, занимающий основную часть учебного времени? Отказывайтесь. Такие способы обучения вы найдете в дистанционном формате.

 16  Да, и если вам еще на этапе выбора, изучения информации о Школе, говорят "Вы приняты", значит вам, скорее всего, сюда как раз и не надо.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования