Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО: ПОЧЕМУ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ» ПРОДУКТЫ ВЫИГРЫВАЮТ У КОНКУРЕНТОВ? И ГДЕ ЗДЕСЬ МЕСТО ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЮ?
16.05.2017 / Боровиков Максим, руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков

MBA в России: мнение потенциальных потребителей [22.05.2017]

Публикуется впервые.
Ссылка на MBA.SU обязательна


В марте-апреле 2017 года РБК Исследования рынков провели анализ российского рынка MBA: было проведено более 40 интервью с руководителями бизнес-школ, опрос выпускников программ MBA (более 500 человек), опрос потенциальных слушателей программ MBA (более 5700 респондентов), проанализированы ключевые тенденции российского и зарубежного бизнес-образования. Аналитики агентства РБК Исследования рынков делятся основными результатами потребительского опроса потенциальных слушателей.

Большая часть жителей России не понимает, что такое программы MBA, несмотря на то, что утверждают обратное. Утверждают, что знают, что представляют собой программы MBA 42% респондентов, однако лишь 12% населения страны в возрасте от 18 до 60 лет имеют ясное представление о классических программах MBA: к MBA респонденты относят и краткосрочное бизнес-образование, и курсы повышения квалификации, и краткосрочные онлайн-курсы. Понятно, что программы MBA не предназначены для широкого круга слушателей, но для расширения потенциальной аудитории бизнес-школам следует больше внимания обращать на популяризацию бизнес-образования и четко фиксировать основные характеристики MBA программ (продолжительность, необходимость опыта управленческой работы, возрастную и должностную структуру слушателей, стоимость и т.п.).

Отношение к бизнес-образованию скорее положительное... и молодежь относится к MBA лучше всего. Подобная ситуация связана как с юношеским максимализмом, так и с объективно лучшим отношением к бизнес-образованию среди молодежи, что дает надежду на светлое будущее для бизнес-школ в ближайшие 5-10 лет.

Наибольшая доля отрицательных отзывов о бизнес-образовании в группе людей с возрастом от 37 до 52 лет - около 17%: причины подобного распределения могут объясняться по-разному. С одной стороны, активная фаза карьерного роста этой группы пришлась на пик экономического роста РФ - вырасти по карьерной лестнице в условиях столь интенсивного роста экономики можно было без степени MBA и бизнес-образования, с другой стороны - опыт существующих топ-менеджеров ведущих компаний (большая часть из которых не имеет степени MBA) и коррупционная составляющая карьерного роста в крупных компаниях не позволяют оценить респондентам важность бизнес-образования и получения степени MBA.

Россияне слабо верят в потенциальную возможность роста после получения степени MBA

Несмотря на то, что среди респондентов большая часть относится к бизнес-образованию положительно, лишь 6% считают, что для карьерного роста очень важна степень MBA. Еще 37% - по сути, потенциальная аудитория бизнес-школ: они считают, что можно обойтись и без степени, а бизнес-школы должны убедить их в обратном. Более половины респондентов считают, что для развития их карьеры степень MBA не важна.

Доходы существенно влияют на пожелания о месте обучения... и не в пользу России
Рост уровня доходов респондентов ведет к росту популярности зарубежного бизнес-образования. Среди респондентов с уровнем доходов ниже 40 тыс. руб. готовых получить степень MBA в России почти 45%, тогда как у респондентов с уровнем доходов выше 160 тыс. руб. лишь 33,8% предпочитают российские бизнес-школы. Подобная ситуация связана как со структурой занятости (высокий уровень доходов, чаще всего, у компаний, работающих на глобальном уровне или зарубежных компаний), так и с финансовыми возможностями респондентов.

МЕНЕЕ 40 ТЫС. РУБ 40-70 ТЫС. РУБ. 70-100 ТЫС. РУБ. 100-160 ТЫС. РУБ. БОЛЕЕ
160 ТЫС. РУБ.
РОССИЯ 44,8% 41,7% 39,8% 37,5% 33,8%
США 19,3% 25,9% 28,2% 25,1% 28,1%
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 15,3% 15,3% 20,2% 24,2% 19,0%
СИНГАПУР 10,2% 11,6% 7,5% 7,2% 8,8%
ДРУГИЕ 10,4% 5,5% 4,3% 6,0% 10,3%

Интернет-форматы все более интересны респондентам, но без офлайн площадки пока никак
Трансформация методов преподавания и все большее распространение MBA-программ в сети Интернет, появление полноценного онлайн-курса MBA, аккредитованного AMBA, появление первого полноценного онлайн-курса на Coursera и другие важные события в сфере MBA в последние годы позволяют говорить о трансформации форматов бизнес-образования во всем мире. В ходе исследования были определены оптимальные форматы обучения для российских респондентов, а также выявлено отношение к онлайн-программам MBA, работающим в России.

В зависимости от уровня занятости респонденты по-разному отвечали на вопрос об удобном формате занятий. Онлайн-обучение без традиционных занятий интересно лишь 18,2% респондентов. Большая часть россиян по-прежнему не готова учиться на полноценных онлайн MBA-программах, среди наиболее причин отказа от онлайн-MBA: отсутствие нетворкинга, недоверие к качеству онлайн-образования, менее «популярный» диплом, слабый контроль и меньшая вовлеченность в обучение. Несмотря на все недостатки онлайн-программ MBA, количество обучающихся в рамках онлайн-MBA растет и дальнейшее качественное развитие компаний, предоставляющих услуги по онлайн-MBA, позволит повысить уровень доверия к онлайн-сегменту.

Классическим бизнес-школам необходимо внедрять интерактивные форматы в рамках классических MBA: повышение скорости жизни и конкуренции на рынке труда приводит к тому, что люди не всегда готовы к полноценному участию в рамках обучения, поэтому частичное замещение офлайна онлайном возможно и необходимо. К тому же, совмещение традиционных и онлайн занятий поддерживает 23,3% респондентов.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования