В связи с новыми экономическими реалиями бизнес-школы уделяют значительное внимание разработке новых методик и образовательных программ.
Исполнительный директор Школы Бизнеса «Синергия» Александр Рагиня рассказал MBA.su про актуальные подходы и тренды в сфере бизнес-образования.
— Какие тренды бизнес-образования Вы можете обозначить на текущий момент?
В настоящее время мы наблюдаем несколько значимых трендов в сфере бизнес-образования. Первым из них я бы выделил так называемый «поворот с Запада на Восток». В связи с последними санкциями многие предприниматели столкнулись с трудностями ведения бизнеса в странах Евросоюза и США, что привело к переориентации на рынки дружественных стран. Тем не менее, для того, чтобы нарастить экспертность в области ведения бизнеса в восточном регионе, предприниматели фокусируются на образовательных программах по Индии, Китаю, Турции, Эмиратам.
Вторым трендом является кастомизация образовательных программ. Этот подход предполагает создание индивидуальных программ обучения, которые учитывают потребности, цели и уровень подготовки каждого обучающегося.
Другой созвучный тренд — рост актуальности корпоративного обучения. Бизнес-школы получают все больше запросов от корпоративных клиентов на разработку индивидуальных образовательных программ для своих сотрудников. Тем не менее, спрос в этой нише не ограничивается кастомизированными программами: сейчас востребованы бизнес-миссии и коробочные решения по развитию конкретных компетенций, таких как управление изменениями и принятие решений. Стоит отметить и спрос на развитие soft skills среди топ-менеджмента и подчиненных. Внимание руководителей все чаще обращается не только к профессиональным навыкам, но и к развитию мягких навыков, таких как удержание персонала, предотвращение выгорания и повышению вовлеченности сотрудников в работу. Более того, в компаниях наблюдается тенденция на рост спроса услуг бизнес-психологов, тренеров личностного роста и обучений по повышению когнитивных способностей. |
Среди трендов, которые перешли из 2023 года — непрерывное обучение, цифровизация и рост популярности бизнес-образования среди сотрудников среднего звена.
— Какие методики обучения, на Ваш взгляд, сейчас актуальны в бизнес-образовании?
В первую очередь, это использование интерактивных методик обучения. Деловые игры, симуляции и другие формы активного вовлечения студентов в учебный процесс помогают сделать обучение более интересным и эффективным. Важно сочетать теоретические блоки с практическими заданиями, такими как проекты, исследования и анализ реальных бизнес-ситуаций, что помогает научиться применять полученные знания в реальных бизнес-задачах.
Другой актуальный формат — это наставничество. Сейчас такой подход интегрируют крупные компании внутри своей корпоративной структуры, создавая собственный пул экспертов. Это специальная методика, при которой отслеживается прогресс ученика, и совместно с наставником устанавливаются цели для процесса обучения.
Если говорить о методиках разработки кастомизированных образовательных программ — это всегда глубокое исследование клиента, общение с ключевыми стейкхолдерами, сбор аналитики.
— Используете ли Вы в программах психометрические тесты для оценки способности людей к усвоению информации? Можете ли перечислить самые распространенные?
Для оценки сильных и слабых сторон, точек роста и рисковых зон, которые могут возникнуть, мы используем ряд инструментов. В их числе — тесты DISC, Хоганна, Кейрси и MBTI, которые помогают выявить предпочтения в общении, принятии решений, стиле обучения, в сборе информации и организации работы. Однако при использовании зарубежных тестов возникает проблема, связанная с их несоответствием специфике российского бизнеса. Например, в тесте Хогана база данных русскоязычного населения давно не обновляется. Российский аналог тестирования, который мы используем, учитывает особенности российской аудитории и обновляется регулярно, что позволяет получать более достоверные результаты.
— Искусственный интеллект все больше внедряется в бизнес-процессы. Много ли запросов на разработку продукта, который обучает работе с искусственным интеллектом для целей бизнеса?
В последнее время обучение по ИИ крайне востребовано. Особенно актуальным для топ-менеджмента является демонстрация кейсов применения ИИ в различных отраслях, таких как медицина, автомобильный бизнес, клиентский сервис.
Главная миссия обучения заключается в том, чтобы представить широкий спектр возможностей использования искусственного интеллекта, чтобы предприниматели и управленцы понимали, как его применять, и, что самое важное, чтобы у них возникали собственные идеи по его интеграции в профильные процессы. Для сотрудников среднего уровня трек курса предполагает более практическое обучение использованию нейронных сетей: работа с промптами, использование GPT 4.0, правильная настройка нейросетей и обучение генерации изображений с помощью Midjourney.
Владимир Коваленко
MBA.SU