
Уже существует искусственный интеллект, который отслеживает телефонные звонки клиентовв службу поддержки и подсказывает, как улучшить качество обслуживания. Компания Cogito (принадлежит Open View) обучила ИИ следить за словами и интонацией клиентов в процессе беседы и распознавать негативные нотки. Как только ИИ чувствует раздражение звонящего, он посылает «эмпатийный сигнал» работнику, что необходимо подумать о чувствах собеседника и скорректировать свое поведение. По словам представителей Cogito, цель технологии — «помочь людям сделать себя лучше».
Что не так с людьми? Внедрение цифровизации, машинного обучения и искусственного интеллекта меняет представление о роли знаний и путей их обретения. Все больше людей верят в возможности самообучения. Подрастающее поколение «кликового» знания уверено в бесполезности классической формы обучения. Знания и объективные факты отодвигаются на второй план, поскольку Google позволяет получить искомую информацию менее чем за секунду. Такие понятия, как «фальшивые новости» и «альтернативные факты» стали частью нашей повседневной жизни. Эмоции, личные убеждения и индивидуальные истины теперь занимают центральное место.
В Швеции вера в науку на протяжении десятилетий была национальной религией. Основанное на фактах, обоснованное и логически взвешенное научное знание было краеугольным камнем развития большей части индустриального мира и, несомненно, этой маленькой страны на Севере.
Однако мы сталкиваемся с тем, что общество в целом постепенно утрачивает веру в науку. Один из величайших мифов, набирающий силу в социуме, заключается в том, что образование должно быть сосредоточено не на фактах, а на компетенциях и навыках, таких как аналитическое мышление, работа в команде и риторика.
Каким образом бизнес-школа, стремящаяся быть как можно более актуальной в современном мире, должна формулировать свои цели?
Описывая образовательную концепцию Стокгольмской Школы Экономики (в России — Стокгольмская школа экономики в России, — прим. ред.), я всегда подчеркиваю важность как познавательного, так и эмоционального аспектов. По-моему мнению, «чувство и чувствительность» — это будущее образования, в том числе и для программ Executive MBA.
Знания — это путь к устойчивому росту и решению глобальных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Однако успешный и решительный человек должен относиться к миру с любопытством и доверием. Такому лидеру, как сказал шведский философ Ингемар Хелениус, следует быть «free and alive in relation to the unknown», то есть свободным и открытым по отношению к неизвестному. Основная компетенция человека — быть человеком и максимально использовать потенциал человеческой личности.
Основные цели в области образования в Стокгольмской Школе Экономики — это воспитание человека, живущего принципами FREE:
Fact- & science-minded — критическое мышление, основанное на науке и фактах.
Reflective & self-aware — рефлексия, глубокое осмысление своих внутренних мотивов и предпочтений.
Empathetic & culturallyliterate — эмпатия и культурная грамотность.
Entrepreneurial & responsible — предприимчивость и ответственность.
Без сомнений, по окончании обучения выпускники СШЭ, как и выпускники многих других уважаемых бизнес-школ, выходят в мир с багажом знаний в области экономики, финансов и делового администрирования. Но Стокгольмская Школа Экономики позиционирует себя как бизнес-школа иначе, менее стереотипно. Через концепцию FREE мы заявляем, что общество может ожидать от наших Алюмни более высоких целей: стремления сделать что-то, что выходит за рамки привычного, и желания внести свой вклад в устойчивое развитие мира. Выпускники СШЭ должны добиваться успеха с уважением и эмпатией к окружающим, чтобы быть достойными победителями.
Ларш Страннегорд (Lars Strannegard), президент Стокгольмской Школы Экономики (Швеция)
MBA.SU