Это будет неспокойный год для получения высшей квалификации в области менеджмента MBA. Деканы бизнес-школ предупреждают о кризисе, угрожающем будущему двухлетнему бизнес-образованию. Это происходит после четырех лет падения числа заявок на обучение в большинстве университетов США. В прошлом году количество заявок на МВА в мире сократилось на 6,9%, согласно ежегодному опросу, проведенному GMAC .
Но содержание МВА, которое позволяет людям готовиться к карьерным переменам или руководить организациями, никогда не казалось более актуальным в эпоху, когда предпринимательство стимулирует рост рабочих мест, а технологии создают новые способы работы.
Перспективные бизнес-школы стремительно обновляют содержание своих курсов и методы обучения. Слишком мало, слишком поздно? Короткие, part-time и онлайн-курсы становятся все более популярными. Традиционная концепция MBA может оказаться более соответствующей неторопливому прошлому. <..>
Недостаток актуальности — одна из причин, по которой количество заявок на курсы MBA падает. Но, в частности, для школ в США со стоимостью программ МВА, выражающихся шестизначными цифрами, потерянные доходы в течение двух лет отсутствия на рабочем месте, представляют собой серьезное препятствие для многих высокопрофессиональных специалистов. Например, NYU Stern на Манхэттене предлагает двухлетнюю программу MBA за $233 000. Более дешевые программы являются одним из способов привлечения абитуриентов, но снижение стоимости MBA является вызовом для бизнес-школ.
В 2016 году Arizona State University’s Carey School of Business сделала радикальный шаг по сокращению платы за обучение по программе MBA до нуля, что обошлось в 20 миллионов долларов в год. Количество заявок увеличилось более чем вдвое до 1159, но идея в конечном итоге оказалась несостоятельной, и в прошлом году школа отменила это предложение.
Эми Хиллман, декан ASU занимается сокращением продолжительности программы в два раза. В этом месяце она запустила ускоренную программу MBA, позволяющую абитуриентам, уже получившим степень магистра в сфере бизнеса, получить степень MBA за 12 месяцев в режиме part-time (2 вечера в неделю). Она говорит: «Школы, подобные нам, которые моложе известных брендов, не так сильно рискуют, будучи инновационными».
Бизнес-школа Майами — это еще одно «молодое» учреждение, которое идет по инновационному пути. <..> Майами ведет переговоры со своими преподавателями с целью разработки новой методики преподавания, в которой профессора по маркетингу, финансам и экономике совместно планируют занятия, чтобы показать взаимосвязь между их предметами для решения бизнес-задач. <..> Школа также изменила способ оценки студентов MBA, оценивая их в соответствии с портфелем работ по проектам, выполненным в ходе курса, а не по результатам традиционных экзаменов. «Несмотря на шум в прессе о смерти MBA, мы удваиваем опыт на базе двухлетней MBA», — говорит г-жа Абриль. «Мы не меняем контент, а только способ его доставки».
Самым престижным брендам в мире MBA — Harvard, Wharton and Stanford и другим, им подобным — не приходится принимать таких решительных мер. Даже если число заявок на МВА падает, оно все еще сильно превышает число мест.
В конечном итоге, программы MBA могут сохраниться в бизнес-школах, которые занимаются онлайн-обучением, прежде чем технологические компании сделают то же, но без затрат на кампус. Некоторые стартапы уже начинают заниматься этим бизнесом: например, Jolt запускает программу «Не MBA» [продолжительность 230 часов, полная стоимость £5500 (около 450 тыс.руб.) — прим ред.] в Лондоне и Тель-Авиве и скоро откроется в Нью-Йорке.
перевод MBA.SU
Джонатан Моулз
Financial Times