MBA недешев. Этот факт дает основание многим критикам говорить о том, что инвестиции в МВА окупить нельзя. Конечно, это огульное и бездоказательное обвинение — в этом вопросе слишком много важных деталей, которые влияют на успешность выпускника бизнес-школы.
После первого года пандемии, критически изменившей бизнес и общество, многие компании начинают переосмысливать свои бизнес-модели, вносить коррективы в свою деятельность. Очевидно, что многие из них откажутся от практики «выращивания» менеджеров среднего звена в стенах собственных компаний — слишком долго и дорого. Проще найти на рынке труда талантливых менеджеров, обладающих необходимыми навыками. Таким образом, перед будущим соискателем карьерно-привлекательных мест стоит задача провести современный апдейт своих знаний и навыков. Лучшего места для этого, чем бизнес-школа, просто нет.
Может возникнуть вопрос: почему именно бизнес-школа? Мало ли сейчас на рынке EdTech фирм и фирмочек, предлагающих получить новые знания в сжатые сроки (чаще — онлайн)? Действительно, предложение большое, и кому-то оно пригодится. Но нужно понимать, что серьезных знаний и, тем более, навыков, получить в таком режиме вряд ли удастся.
Одним из серьезных козырей бизнес-школы является аудитория профессионалов из различных отраслей экономики, крупных и средних компаний, государственного сектора и частного бизнеса. Собрать ее на краткосрочных курсах и, тем более, онлайн, просто невозможно. Это капитал, который на западе принято называть «капиталом записной книжки». Который может серьезно помочь и при поиске новой бизнес-идеи, и пригодиться при карьерном поиске.
Но любой кандидат бизнес-школе не нужен. Особенно такой, который рассматривает МВА как волшебную палочку, способную перенести его в новую, благополучную реальность. Бизнес-школе нужны мотивированные слушатели, которые знают, какие знания и для чего им нужны. Которые будут активны при обсуждениях, не побоятся спорить с профессором или бизнес-тренером, которые будут способны критически переосмыслить свою деятельность и профессионально применить полученные знания.
При этих условиях можно говорить о том, что МВА — реально работающий инструмент менеджера для продвижения по карьерной лестнице, достижения более высокой зарплаты, а для предпринимателя — бесценный источник новых бизнес-идей.
Сергей Мухин
MBA.SU