На свете есть масса теорий, объясняющих поведение человека в отдельности и социальных групп — в целом. Одна из самых популярных у нас, на протяжении последних двадцати лет дающая хлеб многочисленным бизнес-тренерам, — теория поколений. О ней вы непременно услышите в бизнес-школе.
Многие воспринимают ее положения, как непреложную истину для России. При этом их не смущает, тот факт, что теория базируется на исследованиях поколений в США, к тому же — аж с 1584 года. Условно говоря, считая от начала, стремления и ценности поколений людей, живших в Московии при Михаиле Романове вполне сопоставимы с таковыми у современников Английской революции. И так далее, по шкале времени.
В России эту поляну — «теорию поколений» — возделывают не учёные, а главным образом, маркетологи и пиарщики, которым нравится ее простота и однозначность, дающая возможность предлагать далёким от темы работодателям и заказчикам разнообразные рецепты завоевания рынка. Как и пришедший с запада ЕГЭ, эта теория пустила свои корни на отечественной почве. Даже на прошедшем Гайдаровском форуме отечественные эксперты в унисон с деканами западных бизнес-школ, всерьёз рассуждали о том, как нужно удовлетворять амбиции поколения Z, если оно придет в бизнес-школы.
В статье РБК «Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений» на эту тему, есть масса интересных утверждений. Например, «В большинстве своем «иксы» [рожденные в 1965-1980 гг. — прим. ред.] не отличаются особенным стремлением к продолжению обучения в течение жизни». Кто это установил? Конечно, как говорят, есть ложь, а есть — статистика.
На мой взгляд, желание учиться и самосовершенствоваться зависит не от поколения, а от уровня образованности и степени развития личности человека. Наклеивать ценностные ярлыки чохом на всех людей, принадлежащих к одному поколению, это то же самое, чем занимаются астрологи. Что-то вроде: «Овнам 2000-2002 годов рождения в период 11-16 мая улыбнется удача на финансовом рынке, а Стрельцам 1983-1987 гг. следует больше внимания обращать на семью».
К тому же, в России, насколько нам известно, «иксов» и последующих — «игреков» и т.д. никто системно не изучал и всё, на что мы можем опираться это — опросы в США и других странах запада. Наверное поэтому и все представленные в статье диаграммы относятся к США. Применимы ли они для нас, и если — да, то в какой степени? Приверженцы теории решают проблему просто: мол, ценности поколений аналогичны везде. Если мы примем за аксиому, что поколения, выросшие в одно время, но в разных общественно-политических системах, тождественны по своим ценностным установкам, то такое допущение возможно. Но это слишком вольное допущение. Возьмем крайний пример: «игреки» США и Северной Кореи. Есть разница?
Теперь обратимся к выводам, приведенным в статье, т.е. сыграем вместе с автором в «Капитана Очевидность»:
1 «Обучаться бизнес-образованию, IT-специальностям и управленческим навыкам (сферы, где работают большинство компаний сегмента ДО и ДПО) в основном отправляются люди 20-35 лет». И это неудивительно — как известно, для наших кадровых компаний людей в возрасте 40+ в природе не существует.
2 «Многие миллениалы, как и подрастающие «зеты», осознают, что диплом сам по себе перестал быть гарантом успешной карьеры». Это осознали все, начиная с «иксов», и довольно давно.
3 «Неоднократно отмечалось, что «зеты» намного более амбициозны, чем их предшественники: 60% из них признаются, что хотели бы повлиять на этот мир». А кто из предыдущих поколений в возрасте 17-20 лет не хотел изменить мир? Может, и все 90%.
4 «Образовательная стратегия для современных подростков должна учитывать способности и интересы каждого. Наиболее эффективное обучение для нынешних подростков включает в себя интерактивные форматы и дает ученикам возможность коммуникации — обратной связи от учителя и обсуждения заданий с другими учащимися. И для не подростков — тоже работает. А копнуть — это вообще основы педагогики .
Можно ли прийти к подобным выводам, не ссылаясь на «Теорию поколений»? Кажется, не бином Ньютона. Но что тогда рассказывать слушателям в бизнес-школе?
Александра Хомякова
MBA.SU