Новая реальность и сопутствующая ей турбулентность, по мнению многих экспертов, привели к серьезным изменениям в спросе на программы бизнес-образования. По некоторым прогнозам, например, рынок дополнительного онлайн-образования просядет в этом году на треть. Эксперты Фонда «Сколково», опираясь на свои исследования, говорят о резком спаде спроса, в т.ч. на программы МВА.
Мы попросили поделиться мнением на эту тему руководителей ведущих бизнес-школ, которые являются признанными экспертами в бизнес-образовании. Вот мнение Эдуарда Сергеевича Коложвари, начальника управления дополнительного образования НГУЭУ, руководителя Высшей школы бизнеса НГУЭУ.
«Весенний набор на программы MBA мы оцениваем весьма успешно -запланированные показатели достигнуты, а по программе mini-MBA для руководителей набор превзошел ожидание почти в 3 раза. Однако отмечаем спад интереса к программе MBA в онлайн-формате, особенно по сравнению с периодом пандемии. Слушатели в основном хотят личного общения с преподавателями и одногруппниками в нашем образовательном пространстве. Предполагаем, что одной из причин снижения спроса на онлайн-программы МВА в стране является широкая реализация рядом ведущих вузов национальных проектов «Цифровая экономика» и «Демография», которые носит массовый характер, и предоставляют большое количество бесплатных онлайн-курсов достаточно высокого качества.
При этом у нас растет доля корпоративного обучения и обучения командами по 2-3 человека от компании. Увеличивается и число постоянных клиентов, которые обучаются на второй, третьей программе, а также все чаще слушатели приходят по рекомендации знакомых, коллег. На наш взгляд, это результат непрерывной работы над повышением качества содержания курсов, отбора сильнейших спикеров, постпрограммной поддержки слушателей (поддержание активности в очных и онлайн-сообществах)».
Коложвари Эдуард Сергеевич, руководитель Высшей школы бизнеса НГУЭУ
MBA.SU