Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА
Способно ли бизнес-образование сделать из «обычного» человека предпринимателя?
— Если говорить кратко, то главным практическим результатом бизнес-образования в целом и МВА в частности может быть повышение дохода и должностного статуса менеджера. Опросы выпускников российских бизнес-школ, которые ежегодно проводит портал MBA.SU, говорят о том, что 86% выпускников удовлетворены ростом своего дохода в течение 2-4 лет после окончания бизнес-школы, из них 63,5% — очень довольны.
В среднем по 39 российским бизнес-школам рост дохода составляет 48%. В Петербурге самый большой рост дохода выпускников программ MBA / Executive MBA у Высшей школы менеджмента СПбГУ (88%) и у ИМИСП (64%). Карьерный рост в течение 2 лет после окончания бизнес-школы 35% опрошенных выпускников оценивают как отличный, 29% — как хороший, 22% — как удовлетворительный.
Но деньги и карьера — это далеко не все: бизнес-образование дает колоссальный толчок профессиональному и личному развитию менеджера. Им удовлетворены практически все — 98,9% опрошенных выпускников отечественных бизнес-школ.
В мировых рейтингах пока нет ни одной российской бизнес-школы. Как в таких условиях можно оценить качество их программ?
— Можно сказать, что молодое российское бизнес-образование вступило в возраст совершеннолетия, оно стоит на пороге международного образовательного рынка. Двенадцать бизнес-школ (в том числе петербургские ВШМ СПбГУ и ИМИСП) уже аккредитованы одной из трех самых влиятельных ассоциаций AMBA International, две (ВШМ СПбГУ и МШУ «Сколково») — EFMD, а московский ИБДА РАНХиГС стал вдобавок еще и первой российской бизнес-школой, аккредитованной самой серьезной мировой ассоциацией — AASCB International (США). Эти качественные шаги приближают российские бизнес-школы к попаданию в международные рейтинги, большей узнаваемости за рубежом и к реальному международному статусу.
Что необходимо, чтобы наше бизнес-образование приблизилось к западным образцам по степени качества и престижности?
— Мировое бизнес-образование — как английский газон, который поливали и подстригали в течение 100 лет. Мы живем в эпоху цифровой трансформации, все процессы проходят значительно быстрее. Так и нашему бизнес-образованию нужно очень быстро реагировать на запросы бизнеса, не только перенимать его новейшие практики, но и в чем-то опережать его, подсказывая новые направления, давая более эффективные инструменты менеджмента, маркетинга, финансов.
Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования
В России существуют стандарты качества бизнес-образования? Их успевают менять в соответствии с требованиями времени?
— В российском законе «Об образовании» про бизнес-образование нет ни слова. Поэтому официальных, государственных стандартов качества по бизнес-образованию не существует. И это хорошо. Меньше проверок и вмешательства университетских теоретиков и чиновников в преподавание того, чего они не понимают.
Настоящее бизнес-образование не должно подпираться средствами госбюджета. Если бизнес-школа не умеет зарабатывать деньги на рынке, чему она может научить бизнес? И если то, что преподается, не меняется в соответствии с требованиями времени, менеджеры (рынок В2С) и компании (рынок В2В) перестают платить, голосуют ногами — и программы и бизнес-школы закрываются. Жесткая и самая справедливая оценка качества.
На ваш взгляд, в каком состоянии сейчас находится рынок бизнес-образования в России? Много ли на нем сильных игроков?
— Если сложить все международные аккредитации (хотя ИБДА РАНХиГС и Школа менеджмента Санкт-Петербургского университета имеют по две) и добавить аккредитации НАСДОБР, мы получим менее трех десятков бизнес-школ национального и/ или международного уровня.
Полагаю, что в стране есть еще пять-семь хороших бизнес-школ, которые могли бы пройти независимую оценку качества. Вероятно, вскоре они последуют за лидерами. Но это всего три с небольшим десятка. Два-три десятка бизнес-школ неплохо развиваются в последние годы. И, вероятно, лет через пять-шесть выйдут на уровень, когда начнут думать о серьезной аккредитации. Плюс молодые школы и центры.
И всего около 100 бизнес- школ и центров в стране, где число университетов приближается к тысяче! Почти все являются членами РАБО и жалуются, что бизнес-школы в университетах — это Золушки, причем не имеющие права распоряжаться своими финансовыми ресурсами.
Это лучше, чем 15 лет назад. Но этого явно недостаточно для того, чтобы конкурировать с мировыми лидерами.
Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента
Как за последние 3 года поменялись численность слушателей и стоимость образования?
— Слушателей стало больше. При этом рост на фундаментальные программы категории ЕМВА — в пределах 10-15%, на другие программы несколько выше — до 30-40%. При этом прослеживается однозначная закономерность: чем короче и инструментальнее программы, тем больше на них вырос спрос. В городе по коротким программам ситуация похожая, по длинным, как мне представляется, несколько хуже.
Как на систему бизнес-образования влияет государство?
— Присоединюсь к мнению, что, слава Богу, государство с 2013 года отошло от жесткого регулирования в сфере дополнительного образования вообще и бизнес-образования в частности. Хотя существует устойчивый тренд возвращения к жесткому госрегулированию. Что, несомненно, приведет к уходу с рынка очередного количества сильных игроков и, соответственно, снизит и так не слишком высокий уровень услуг.
А как влияет снижение предпринимательской активности?
— Известно, что «учить предпринимателя — только портить». Я бы не стал драматизировать влияние снижения предпринимательской активности на спрос на услуги бизнес-образования. Провайдеры программ по менеджменту учат приоритетно именно регулярному менеджменту, основам и инструментам управления, но не предпринимательству. Те мои коллеги, кто делает программы именно для предпринимателей (таковых не только в России, но и во всем мире единицы), действительно жалуются на падение интереса и пытаются компенсировать его переходом в дистанционный формат. Увы, как правило, совершенно низкого качества, что приводит и так немногочисленных желающих учиться предпринимателей к потере этого желания, если не навсегда, то очень надолго.
Любовь Лучко
Деловой Петербург, 27 ноября 2019 г.