В процессе подготовки XIV Народного рейтинга российских бизнес-школ MBA.SU наш портал провел опрос выпускников программ МВА /EMBA для оценки текущего состояния учебного процесса на программах MBA/Executive MBA в бизнес-школах.
Опрос проводился на портале «МВА в Москве и России» (MBA.SU) на добровольной основе среди выпускников MBA и EMBA 2021-2022 гг. выпуска с февраля по май 2024 г.
В опросе приняли участие 1290 выпускников из тридцати пяти бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока.
Участники представляли около 98% национального рынка программ МВА и EMBA. Из них собственники бизнеса составили 30%, топ-менеджеры — 47%, менеджеры среднего звена -20%, линейные менеджеры и специалисты — 3%.
Выпускники оценивали параметры, характеризующие качество учебного процесса на МВА:
- содержание программы MBA/EMBA с точки зрения абсолютно новых для вас знаний
- преподавательский состав бизнес-школы
- практическая применимость полученных знаний
- профессиональный уровень группы
- актуальность рассмотренных кейсов
- возможность проработки собственного проекта и/или бизнес-задач.
Оценки давались по десятитибальной шкале, где:
10 -отлично (существенно превосходит ожидания)
9 — отлично (превосходит ожидания)
8 — отлично
6-7 — хорошо
4-5 — удовлетворительно
1-3 — неудовлетворительно
Результатом является среднеарифметическое значение, округленное до десятых долей.
Каждый параметр выпускники оценивали в интервале от единицы до десяти. Результат представлен в таблице ниже.
Примечание: Бизнес-школы расположены по алфавиту
Нетрудно заметить, что большинство баллов, выставленных выпускниками, по показателям соответствует оценке хорошо (7), отлично (8) и выше, а также то, что оценки близки друг другу. Интерес, на наш взгляд составляет сравнение этих оценок в различных бизнес-школах, которое позволяет определить направление и точку приложения усилий по дальнейшему повышению качества обучения.
Эти оценки ни в коей мере не могут являться основанием для какого-либо рэнкинга и не являются показателями эффективности обучения на программах МВА, поскольку описывают процесс обучения, а не его результат. Тем не менее, этот ретроспективный взгляд выпускников бизнес-школ на своё обучение, дополняет несколькими важными штрихами представление о том, что находится в «черном ящике» учебного процесса на МВА.
Сергей Мухин
MBA.SU