Аналитический центр «Эксперт» завершил очередное исследование, посвященное видимости бизнес-школ России и стран СНГ в глобальном пространстве. За основу были взяты 3 ключевых критерия: наиболее престижные независимые внешние оценки (международные аккредитации, рейтинги), уровень исследований в области менеджмента и партнерские проекты с мировыми лидерами.
Вначале следует отметить, что АЦ «Эксперт» под «бизнес-школами» понимает отдельные частные и государственные организации, а также структуры, являющиеся частью вузов, реализующие академические программы уровня бакалавриата и/или магистратуры в области менеджмента и/или программы дополнительного бизнес-образования (MBA, EMBA, DBA). Поэтому в результах этого исследования университеты и их факультеты с программами высшего образования соседствуют с бизнес-школами, у которых основная деятельность другая — программы высшего уровня. Известно, что в силу этого, преподавательский состав у этих организаций должен в значительной степени различаться. И не только ППС, сравнивать, например, публикационную активность государственных университетов с их отдельными факультетами (многие из которых работают как бизнес-школы), и тем более, — с частными некрупными бизнес-школами, едва ли имеет смысл — результат предсказуем. Плюс сюда еще добавляются страны СНГ, многие из которых работают в совершенно иной международной среде. В итоге, на наш взгляд, получается слабоструктурированный массив информации.
Тем не менее, он представляет определенный интерес. Но поскольку бизнес-школы за пределами страны, а также программы бакалавриата и магистратуры высшего образования, по определению, находятся вне интересов портала «МВА в Москве и России», попробуем выделить из исследования новую информацию, которая относится непосредственно к дополнительному бизнес-образованию (MBA, EMBA, DBA).
1. Параграф Аккредитации под санкциями содержит известную информацию о приостановке членства российских бизнес-школ в Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business; AACSB), Европейском фонде развития менеджмента (European Foundation for Management Development; EFMD) и Ассоциации MBA (Association of MBAs; AMBA), а также о пристановке ими аккредитационной деятельности тна российском рынке — подробно см. здесь»
Инормация о наличии международных аккредитаций российских бизнес-школ — см. здесь»
2. Параграф Движение в рейтингах содержит известную информацию о позициях российских бизнес-школ в международных рейтингах — подробно подробно см. здесь»
Карта интернационализации бизнес-школ России
Примечание: по оси ординат, по мере увеличения, последовательно расположены уровни:
- DD (программы двойного диплома с партнерами, обладающими аккредитациями «первого уровня»)
- DD++ (программы двойного диплома с двусторонней мобильностью с партнерами, обладающими аккредитациями «первого уровня»)
- АМВА/ EFMD
- АМВА/ EFMD + DD++
- EQUIS + DD++
- AACSB/EQUIS + AMBA + DD++
Не очень понятно, каким образом размещались места на этой Карте, полагаем, многие из бизнес-школ с ними не согласятся. Для примера возьмем пару — при всем уважении ко всем упомянутым участникам — бизнес-школу ТПУ и МИРБИС или Синергию. Очевидно, что БШ ТПУ, предлагающая краткосрочные бизнес-курсы, никак не может опережать по количеству публикаций каждую из двух столичных бизнес-школ полного цикла, с 30-летней историей.
3. Публикационной активности в исследовании АЦ «Эксперт» уделяется много внимания. Это соревнование бизнес-школы вчистую проигрывают университетам. На Карте максимальные значения публикационной активности принадлежат именно бизнес-школам крупнейших университетов (СПбГУ и ВШЭ), использующим их огромный ресурс. В системе высшего образования у преподавателей существует план по исследованиям и публикациям, которым остепененные преподаватели и аспиранты подтверждают свой статус.
Штаты университетов огромны, и время на исследования у их преподавателей есть. Преподаватели бизнес-школ, большая часть которых является нештатными (и это правильно) времени на это нет; если они и пишут статьи, то как правило, это связано с другой стороной их деятельности в составе консалтинговых фирм, и в копилку школ они не идут. Во всяком случае, число публикаций для российских бизнес-школ явно не входит в число ключевых показателей их эффективности.
4. Информация о международном партнерстве интересна, но не неожиданна — многие бизнес-школы начали прорабатывать южное и юго-восточное направление не вчера.
Для России лидерами по числу новых соглашений с организациями, имеющими аккредитации первого уровня, стали Индия (5), Китай (4), Турция (3), и Марокко (2). Для Казахстана новые партнерства заметно отличаются: Южная Корея (5), Великобритания (4) и Франция (3).
Переориентация российских бизнес-школ на Восток стала не просто модной риторикой — это инструмент сохранения видимости российских бизнес-школ на глобальной карте. Европейские и американские бизнес-школы едва ли скоро уступят свои лидирующие позиции в списке партнеров бизнес-школ России и стран СНГ, так как они изначально доминировали в этом пуле. Но в будущем наметившиеся тренды могут привести к существенным изменениям на Карте интернационализации.
Пока мы видим, что лидером по числу новых партнерств российских бизнес-школ стала Индия. Речь идет об аккредитованных школах, то есть подтвердивших свое соответствие высоким международным стандартам. Потенциал для дальнейшего развития тут огромный: например, аккредитацию AACSB имеет 21 индийская бизнес-школа (для сравнения: Германия — 12), EQUIS — 6 (Германия тоже 6), AMBA — 14 (Германия — 6).
Одновременно и вызовом, и возможностью для российских бизнес-школ становится развитие казахстанских бизнес-школ. Вектор их интернационализации по-прежнему направлен в сторону Европы и США. Это может придать им конкурентное преимущество на фоне и так наблюдавшегося в последние годы роста. В то же время казахстанские бизнес-школы устанавливают крепкие взаимовыгодные партнерства с российскими. Это связано с общностью культур, языка, а также транспортной доступностью, в обе страны можно ездить без визы и даже загранпаспорта.
По словам проректора и директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президента РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования) Сергея Мясоедова, ведущие российские бизнес-школы и Российская ассоциация бизнес-образования предприняли ряд шагов, направленных на выстраивание отношений с группой дружественных стран.
«Мы выходим на практические соглашения о сотрудничестве с партнерами из КНР, Индии, Сербии, Турции, Ирана, с Ближнего и Среднего Востока, из Юго-Восточной Азии, Южной, Северной и Центральной Африки. Постепенно выходят на реальное сотрудничество бизнес-школы бывших советских республик», — рассказывает Сергей Мясоедов. По его словам, основные направления включают в себя обмен студентами и преподавателями, программы для бизнеса: «В фокусе обсуждения — проекты «Двойной диплом» по программам МВА/ЕМВА/ДВА и «СпецМастер», совместные научные исследования и публикации, научные конференции».
В частности, в начале июня в Москве на базе ИБДА РАНХиГС и при поддержке РАБО прошла международная конференция, посвященная новым тенденциям в развитии бизнес-образования в мире, странах БРИКС и России. В ней приняли участие представители Армении, Казахстана, Китая, Индии, Ирана, ОАЭ, Марокко, Южной Африки и Сербии.
«Это позволяет говорить, что наши отношения с бизнес-образованием большинства дружественных стран, несмотря на санкции, быстро развиваются, следуя в фарватере движения к многополярному миру», — считает Сергей Мясоедов.
В целом, несмотря на появление новых партнерств в дружественных странах, ситуация для российского бизнес-образования непростая. Бизнес-образование всегда держалось в стороне от политики, что позволяло выстраивать кросс-культурные связи по всему миру. Ситуация изменилась, однако первыми, по мере стабилизации геополитической ситуации, начнут восстанавливаться именно коммуникации в области культуры и образования — об этом говорят многие участники нашего проекта. Сейчас важно не рвать приостановленные по политическим причинам контакты в области образования, вкладываться в новые отношения, прежде всего на Востоке, давать студентам и бизнесу возможность получать навыки кросс-культурных коммуникаций и опыт выстраивания отношений даже в нынешних непростых условиях.
5. Видимость бизнес-школ России и стран СНГ на международном рынке — сердцевина исследования — выглядит по-мнению АЦ «Эксперт следующим образом. Очевидны и предпочтительные траектории продвижения бизнес-школ. Выбор невелик: аккредитации и партнерства, мы бы еще добавили членство в международных консорциумах и ассоциациях, насколько это возможно.
Сомнительно, что у бизнес-школ третьей группы нет понимания, по какой траектории им продвигать свои образованительные услуги, наверное оно существует. Какие на самом деле траектории продвижения изберут все упомянутые бизнес-школы в нынешней ситуации, покажет время.
ТАБЛИЦА 1.
I МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ | |
Высшая школа менеджмента СПбГУ | Траектория продвижения: различные направления продвижения |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | Траектория продвижения: аккредитации и партнерство |
Московская школа управления «Сколково» | |
II БИЗНЕС-ШКОЛЫ, АКТИВНО ПРОДВИГАЮЩИЕСЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ | |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | Траектория продвижения: развитие различных направлений продвижения |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | Траектория продвижения: аккредитации и партнерства |
Институт общественных наук РАНХиГС | |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | |
Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС | |
Высшая школа менеджмента КФУ | |
Школа бизнес и международных компетенций МГИМО | |
Плехановская школа бизнеса «Интеграл» | |
Высшая кола бизнеса ГУУ | |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | |
Школа бизнеса «Синергия» | |
Высшая школа бизнеса МГУ | |
III БИЗНЕС-ШКОЛЫ, ВИДИМЫЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ | |
Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС | Траектория продвижения не определена |
Институт мирововй экономики и бизнеса РУДН | |
Факультет экономических и социальных наук РАНХИГС | |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | |
Бизнес-школа Томского государственного университета |
Использованы материалы АЦ «Эксперт» Бизнес-школы в поиске места на карте
Сергей Мухин
MBA.SU