Процесс выбора бизнес-школы часто представляют упрощенно, исходя из довольно абстрактной идеи, что 80-90 процентов слушателей приходят по рекомендациям, а оставшиеся — с открытого рынка. Опрос 1250 выпускников 54 российских бизнес-школ 2015-2017 гг.*, проведенный MBA.SU в этом году, может прояснить ответ на вопрос выбора бизнес-образования. Среди опрашиваемых владельцы бизнеса составили 22%, топ-менеджеры — 48 %, менеджеры среднего звена — 26%, линейные менеджеры и специалисты — 3 %.
В опросе MBA.SU респонденты имели твердое намерение поступить в бизнес-школу, что и подтвердили последующим обучением.
На вопрос «Какую еще бизнес-школу Вы рассматривали при поступлении кроме собственной?» четверть респондентов ответила «никакую», т.е. выбор бизнес-школы был однозначным (сюда входят и рекомендации). Три четверти кандидатов делали свой выбор, сравнивая варианты обучения.
Все наши предыдущие опросы показывали, что значительная часть выпускников (слушателей) не выделяет бренды бизнес-школ при крупных университетах. Это — плата за работу этих бизнес-школ под зонтиком материнских университетов, когда их вся маркетинговая, рекламная деятельность и продажи основаны на принадлежности к известному материнскому бренду. Исключений немного: ИБДА РАНХиГС, Высшая школа бизнеса МГУ, Высшая школа бизнеса ГУУ, Плехановская школа бизнеса Integral и другие, которым удается развивать и собственные бренды.
Примечательно, что в список преимущественно московских школ вошли две бизнес-школы из Санкт-Петербурга: Высшая школа менеджмента СПбГУ и бизнес-школа ИМИСП (Стокгольмская школа экономики давно работает в Санкт-Петербурге и Москве). Их называли выпускники из других городов; очевидно, что расстояния уже не являются большим препятствием, при наличии модульных и blended- форм обучения.
Будет неправильным рассматривать результаты опроса как рейтинг брендов учреждений бизнес-образования, хотя в какой-то степени они являются отражением известности бизнес-школ и их репутации у поступающих в бизнес-школы. Существенное влияние на выбор оказывали такие факторы, как стоимость обучения или местоположение бизнес-школы. О популярности бизнес-школ у поступающих на программы МВА достоверно можно судить только по цифрам наборов или количеству выпускников (при условии, что бизнес-школа ставит своей целью качественное обучение, а не заработок на дипломах).
*Примечание. Данные нужно соотносить с периодом выбора при поступлении, т.е. 2013-2015 гг.

С.Мухин
MBA.SU