В дискуссию на тему классификации существующих моделей российских программ МВА, начатую по инициативе нашего портала MBA.SU ректором Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП Сергеем Мордовиным, вступает директор Бизнес-школы Уральского федерального университета Лариса Малышева. Публикуем её взгляд на проблему.
Программа МВА — Master of Business Administration появилась в США в университете Пенсильвании почти 200 лет назад. В России программа МВА стартовала 20 лет назад после того, как был объявлен конкурс на разработку российского формата МВА, в котором приняли участие 15 вузов в первой волне, и еще 15 — во второй.
Как и в США, изначально, МВА задумывалась, как дополнительное к высшему, образование, и сопровождалась соответствующим дипломом государственного образца.
Регулированием рынка МВА всегда занималась Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО), которая в 2012 году создала НАСДОБР — Национальный Аккредитационный Совет Делового образования. Были разработаны нормативные документы, обновлены процедуры аккредитации программ МВА, которые существовали и до этого, но в связи с новым законом об образовании приобрели особую актуальность.
С 2013 года программа МВА вышла за пределы государственного регулирования программ высшего образования и перешла в разряд программ профессиональной переподготовки. С одной стороны, появилось больше степеней свободы для формирования контента и выбора форматов, но с другой стороны — и множество фальшивых МВА, псевдо-МВА, мини-, Junior-, и прочих.
Вопросы классификации программ МВА, сегментирования, рейтингования всегда актуальны. Высокая цена, привлекательность бренда МВА мало кого оставляют равнодушными и по сей день, и неизменно привлекают шарлатанов и инфоцыган.
В 2010 году Президент РАБО Леонид Евенко предложил шуточную классификацию программ МВА, согласно которой, выделил:
- «Храм знаний» с фокусом на научные исследования для «отличников»;
- «Росконцерт» с приглашенными преподавателями-«звездами» для образованной публики;
- «Элитный клуб» для толстосумов;
- «Цех № 5» для лояльных корпоративных служащих;
- «Инкубатор предпринимательства» для носителей амбиций;
- «Кадровый центр» для искателей успеха;
- «Книжный магазин» для приобщающихся к профессии;
- «Подделки» для искателей легких путей, делающих первые шаги в профессии;
- «Базар» или фальшивка с доступными дипломами.
Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ВШЭ добавил к этой классификации программы, сочетающие образование (education) и развлечение (entertainment), а также программы, направленные на общее развитие личности руководителя. Эти программы он назвал — «Развлекуха» и «Озарение».
Конечно, любая классификация носит субъективный характер, и здесь крайне важна цель. Если цель — помочь потенциальному слушателю в выборе, то можем порассуждать вместе и разобраться, что происходит с программами, и на что обратить внимание.
Программа МВА представляет собой системное обучение управлению компанией для руководителей с опытом не менее 3-х лет, в том числе, управленческим, не меньше 2-х лет.
Эволюция приоритетов и Кривая Гартнера
Как и все продукты, программа МВА имеет свой жизненный цикл. И на каждом этапе МВА отвечала разным потребностям слушателей.
Можно выделить 4 этапа становления программы МВА:
1. Отстройка от программ высшего образования. Фокус на инфраструктуру и клиент-ориентированность. Слушателю предлагали современные условия, связанные с отличной от вуза инфраструктурой, комфортную среду, отстроенные бизнес-процессы, штатных преподавателей со степенями и званиями, интерактивные форматы, включая кейсы и деловые игры.
2. Отстройка от фейковых и поддельных программ. Стандартизация и соответствие международным требованиям. Здесь на первый план выходят зарубежные партнеры, стажировки, российская и международная аккредитации
3. Фокус на практичность, интерактив, решение запросов бизнеса. Развитие бренда и сообществ выпускников, привлечение их в программы, решение бизнес-задач, бизнес-моделирование, проектное обучение
4. Сотрудничество с ведущими компаниями и ассоциациями, фокус на технологии, онлайн и цифровизацию.
Каждый следующий этап вытесняет приоритеты предыдущего, переводя их в разряд обязательных. Это означает повышение барьера для выхода на рынок программ МВА. В настоящее время новичкам очень сложно выйти на рынок. Предложений достаточно. Учитывая 20-летний период становления программ МВА, неизвестные программы могут ворваться на устоявшийся рынок только на волне ажиотажного спроса. Это спрос на узкую специализацию, цифровизацию и интересный онлайн, партнерство с крупными профильными компаниями, инсорсинг уникальных компетенций, бизнес-моделирование, системность и логику.
Однако, есть большой риск, что такие новички уже не будут соответствовать требованиям к программам МВА. Например, в части штатных преподавателей, наличия исследований, библиотеки, оборудованных аудиторий и прочего. Того, что было крайне важно на первом этапе развития программ.
Мне представляется, что данные этапы развития хорошо описываются Кривой Гартнера (рис. 1).
Рис. 1. Кривая Гартнера. Смена приоритетов в конкурентных преимуществах, по мере их появления
1. Запуск технологии. Первая фаза цикла — технологический прорыв. Этой фазе соответствует нынешняя ситуация. Ажиотаж по поводу цифровизации, навязанный коронавирусом онлайн, сотрудничество с крупными компаниями и участие в национальных и федеральных проектах подготовки управленческих кадров.
2. Пик завышенных ожиданий. Возможно, мы переоцениваем роль игропрактик и проектного обучения в программах МВА. Решение конкретных проблем ранее отводилось специализированным программам и консалтинговым проектам. Сообщества выпускников и известный бренд, действительно, создают высокие барьеры для выхода на рынок МВА. Важна системность и бизнес-моделирование. Но работает ли это в условиях ажиотажного спроса? Многие программы МВА от ведущих вузов не стали адаптироваться к условиям вынужденного карантина и остановили занятия, дожидаясь возврата к очному формату.
3. Нижняя точка разочарований, пожалуй, не очень характерна для программ МВА. Мы все также ориентируемся на международные аккредитации, хотя давно уже назрели вопросы экспорта, а не импорта образовательных моделей. Появление уникальных форматов и проектов типа «Остров1021», «Университет 2035», «Лидеры России» и прочие. Не пора ли менять принципы аккредитации и создавать российские рейтинги и рэнкинги? Разговоры об этом идут давно, но пока мы все так же следуем за зарубежными лидерами и импортируем, в основном, западные модели.
4. Склон просвещения. Пересмотр идей, корректировка, стандартизация. Это как раз этап фиксации требований, тиражирование и повсеместное применение. Соответствует большинству программ МВА в ведущих вузах с различными аккредитациями — российской и зарубежными.
5. Плато производительности. Стабильность технологий, признание и обязательность применения. Здесь как раз и находятся базовые требования к условиям и бизнес-процессам, уровню преподавателей и применяемым форматам. То, что 15-20 лет назад было инновацией и отличительной особенностью, стало обыденностью и необходимым условием.
Вертикальная ось соответствует степени интереса к конкурентному преимуществу, а горизонтальная — времени существования программ. Чем дальше расположена точка на горизонтальной оси, тем больше времени прошло с актуальности и ажиотажа вокруг данного конкурентного преимущества.
Конкурентные преимущества, расположенные на «Склоне просвещения» и «Плато производительности» справа на графике, перешли в разряд обязательных и отражены в требованиях Национального Аккредитационного Совета делового образования (НАСДОБР) к программам МВА.
Фактически, это барьеры для выхода на рынок МВА, которые не дают никаких конкурентных преимуществ.
В данном рассуждении мы оставили за кадром вопросы ценообразования. Есть предположение. Если вопрос цены, в принципе, обсуждается, то есть сомнения в соответствии программы — статусу МВА. Есть требования к длительности программы. Не менее 600 очных часов. Самостоятельная и проектная работа увеличивают это количество примерно в 2 раза. Учитывая, что в цене часа не меньше трети занимает фонд оплаты труда преподавателей, цена часа не может быть меньше 6-и тысяч. Это нижний уровень региональной программы. Верхний — определяется наличием известных федеральных и зарубежных преподавателей в программе.
Таким образом, можем рассуждать о ценовых диапазонах:
- 6-9 тыс. руб./час. При длительности 1200 часов соответствует 7 200 — 10 800 тыс.руб. за всю программу. При численности группы 20 чел. Цена составит 360-540 тыс.руб.
- 9-12 тыс.руб./час. соответствует 540 — 720 тыс. руб.
- И выше
Стоимость программы МВА, ниже 360 000 руб. вызывает сомнение в уровне преподавателей, техническом и методическом обеспечении.
При переходе в онлайн, цена не снижается, поскольку виртуальная среда, разработка материалов и онлайн интерактивов, техническое и методическое сопровождение, дополнительное привлечение и подготовка модераторов для организации практикумов и игр, синхронное обучение и индивидуальное консультирование могут стоить даже выше, чем очные встречи.
Сравнивая программы МВА друг с другом и сегментируя из по разным принципам, можем говорить о некоей Модели компетенций программы МВА. Где в качестве базовых критериев можем рассмотреть уже упомянутые выше, в разные периоды времени, служившие конкурентным преимуществом.
Мы предположили, что для каждого критерия возможна разная степень соответствия «идеальной» программе МВА, отвечающей требованиям всех заинтересованных сторон. Будем считать, что 10 баллов — это максимальное соответствие. А единица — это признак программ другого типа: высшего образования, суррогатов, корпоративных программ и прочих. Или стартовый уровень для неконкурентоспособных программ МВА (рис. 2).
Критерий | Классические программы | Шкала | Адаптивные программы |
Здание и инфраструктура |
ВУЗ,традиционные условия | 1 -10 | Кампус, отдельное здание |
Бизнес-процессы | Стандартные бизнес-процессы университета | 1 -10 | Проектная деятельность |
Преподаватели | Штатные преподаватели | 1 -10 | Приглашённые практики |
Форматы | Лекции,практика | 1 -10 | Интерактивные |
Зарубежные партнёры |
Приглашённые спикеры | 1 -10 | Совместные программы |
Зарубежная практика | Дополнительные модули | 1 -10 | Модули внутри программы |
Международная аккредитация | Стандартизация | 1 -10 | Профессиональные аккредитации и партнерство |
Российская аккредитация | Стандартизация | 1 -10 | Профессиональные аккредитации |
Бренд и сообщество выпускников | Бренд вуза | 1 -10 | Бренд бизнес-школы |
Бизнес-модели | Изучение существующих модулей | 1 -10 | Наличие собственной логики и концепции программы |
Реализация проектов | Дипломные работы | 1 -10 | Социальные, консалтинговые |
Игропрактики | Симуляторы, практикумы | 1 -10 | Игрофикация образовательного процесса |
Специализация | Отраслевая специализация | 1 -10 | Наличие нескольких специализаций, развитие команд |
Цифровизация и онлайн | Дистанционное обучение | 1 -10 | Онлайн обучение синхронное и асинхронное, в части проектной деятельности |
Партнёры — крупные компании | Совместные кафедры, привлеченные преподаватели | 1 -10 | Множество партнеров, совместные проекты |
Участие в федеральных проектах | Участие в сторонних проектах | 1 -10 | Собственные проекты федерального уровня |
Рис. 2. Компетентностный профиль программ МВА
В данной модели представлены 16 факторов. Максимальная сумма баллов по всем критериям — 160.
Можно предположить, что, в зависимости от набранных баллов, программы относятся к разным уровням, даже при соблюдении формальных признаков по длительности обучения и объему часов:
- 1-40 баллов — это не программы МВА, «Злые собаки», в соответствие с классификацией матрицы BCG (Boston Consulting Group)
- 41-80 баллов — новички на рынке, «Трудные дети», которых сложно развивать и всегда есть риск закрытия программы
- 81-120 баллов — зрелые программы, «Дойные коровы», для региональных рынков — претендующие на роль «звезд»
- 121-160 баллов — «Звезды»: программы с устойчивым спросом и известным брендом.
Если оценить программу МВА Бизнес-школы УрФУ, которая уже 20 лет работает на рынке Уральского федерального округа и входит в TOP-20 Eduniversal по Центральной Европе в категории Project Management & Operations, то получим следующую картину (рис. 3). В сумме — 116 баллов. Видны конкурентные преимущества и точки роста.
Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Здание и инфраструктура | 4 | |||||||||
Бизнес-процессы | 6 | |||||||||
Преподаватели | 10 | |||||||||
Форматы | 10 | |||||||||
Зарубежные партнеры | 3 | |||||||||
Зарубежные стажировки | 3 | |||||||||
Международная аккредитация | 5 | |||||||||
Российская аккредитация | 5 | |||||||||
Бренд и сообщество выпускников | 10 | |||||||||
Бизнес-модели | 10 | |||||||||
Реализация проектов | 10 | |||||||||
Игропрактики | 10 | |||||||||
Онлайн | 5 | |||||||||
Цифровизация | 10 | |||||||||
Партнеры-крупные компании | 7 | |||||||||
Участие в федеральных проектах | 8 |
Рис. 3. Самооценка программы МВА Бизнес-школы УрФУ
В развитии программ МВА можем предположить дальнейшую специализацию, поиск новых конкурентных преимуществ и нишевание. Появятся новые факторы конкурентоспособности, и, следовательно, новые ниши и новые направления. Те актуальные запросы, которые привели к появлению новых игроков, могут перейти в разряд обязательных или утратить актуальность. А программы МВА будут вынуждены адаптироваться, сохраняя стандартизованные признаки.
Учитывая вынужденный рост спроса на онлайн обучение, можем ввести еще одну классификацию, которая приведет к появлению новых игроков.
Можем рассмотреть 2 признака классификации:
1. форма проведения занятий: очная и онлайн
2. Тип организации: традиционная и цифровая
До сих пор мы имели дело с традиционными компаниями, а с недавнего времени с очным и онлайн форматами. Сейчас появляется растущий спрос на контент для ИТ-компаний и традиционных, нуждающихся в цифровой трансформации (рис.4).
Формат занятий |
Тип компании |
|
традиционный | цифровой | |
онлайн | Классическая онлайн МВА | DBI |
очный | MBA | MBI |
Рис. 4. Дальнейшее развитие программ МBA
Подавляющее большинство программ работают для руководителей традиционных компаний. До сих пор, в основном, очно. Есть ряд программ, относящихся к классическим онлайн-МВА и отличающихся долей синхронного и асинхронного онлайн-обучения.
Программ MBI (Master of Business Information) на рынке мало. Есть DBA (Doctor of Business Administration) для тех, кто ориентирован на научные исследования и защиту диссертации. И мы ожидаем появления программ DBA (Digital Business Administration) — в развитии программ CDTO — Chief Data (Digital) Transformation Officer.
Может, нам и правда пора стать законодателями в образовательных моделях и выбрать свой, российский путь в становлении программ МВА?
Лариса Малышева, директор Бизнес-школы УрФУ, д.э.н., профессор
MBA.SU