В начале года я была свидетельницей довольно жаркого спора между апологетом он-лайн образования с выпускницей известной западной бизнес-школы. Речь шла о проекте Coursera, предложившим свыше 200 бесплатных онлайн-курсов профессоров тридцати американских университетов.
Коллега-айтишник, бросивший бизнес-школу после первого семестра, радостно потирал руки: теперь бизнес-школам с их традиционными методами обучения — полный крындец! Зачем платить, сидеть слушать каких-то доцентов из советских вузов, когда к твоим услугам — бесплатно весь цвет профессуры мира? Коллега -выпускница, не отрицая великую роль IT в мире, больше налегала на рассказ о коллективных ночных бдениях вокруг проекта, дружбу и взаимопомощь.
Не скрою, айтишник с его новыми технологическими горизонтами показался мне интереснее. Я даже подумала: наверное, нашим добрым бизнес-школам потихоньку приходит конец в глобальном мире.
И вот читаю интервью соосновательницы Coursera Дафной Колер, которая признает, что в большинстве случаев многие студенты бросают онлайн-курсы, не завершив их. Все же очная учеба организует, держит в тонусе, обогащает чужим опытом, который не изложишь в интернете «неизвестному другу»!
Да и реально, сколько времени можно, эффективно пялиться в монитор с говорящей головой? Пятнадцать минут? Двадцать пять?
А еще когда никто не торопит — хоть на всю жизнь растяни свой курс, смакуй, как я японский (учу уже лет восемь)? Вопросы…
Интересно, как объяснила Дафна этот печальный для проекта факт. Студенты-недоучки, дескать, часто движимы желанием немного узнать про какую-нибудь область знаний. «Точно так же многие берут книгу в библиотеке, читают несколько глав, что-то из них воспринимают — и двигаются дальше». Вот оно как, мы помнится как-то иначе работали с литературой! И впрямь, долой системное знание с парохода современности! Прочитал главу по диагонали — все понял — и дальше!
А мне кажется, дело не в этом, а — в природе человека, довольно ленивой и активизирующейся только в компании с себе подобными, будь то работа, отдых или учеба…Никуда нам от нее ни деться, всегда будем спотыкаться об нее в самых футуристических проектах.
Полина Маркова, предприниматель, МВА
mba.su