Юрий Тазов,
президент Российской Лиги МВА
Ректор Евразийской школы менеджмента EMAS Андрей Коляда пригласил меня в комиссию на защиту дипломных работ МВА, Executive МВА и DBA. Мне приходилось участвовать в защите дипломов МВА в трех бизнес-школах; первые две были классические, одни из первых, входящие и сейчас в топ-5, последняя была представителем направления blended-learning, стоящая на фундаменте британского бизнес-образования. Скажу сразу: защиты в EMAS кардинальным образом отличаются от виденного мной раньше.
Первое, что сразу бросается в глаза — защита представляет собой не рассказ на фоне презентации с красивыми картинками, графиками роста и в меру лояльными вопросами членов комиссии, а является, по факту, расширенным экзаменом, где слушателю предлагается подтверждать свои знания конкретными цифрами и фактами. «Раскройте экселевский файл, — требует ректор, — покажите бюжетирование по пессимистическому варианту!» Или « Обоснуйте, почему вы уходите в кластер-шесть, когда кластер-3 свободен?»
Второе — поражает объем аналитики, которую выполняют дипломанты: кластеризация рынка в целом и конкурентный анализ по доле, объемам, ценам, рентабельности и пр. На основе этой, более чем подробной информации, делается обоснованный вывод о том, в каком направлении следует развивать бизнес. Иногда слушатели приходят к выводу о том, что существующий бизнес нерентабелен ни при каких условиях и его следует закрыть. Вывод, который радует руководство EMAS не меньше, чем вывод о расширении сферы деятельности, поскольку позволяет избежать ненужных трат ресурсов и дает возможность предпринимателю сконцентрироваться на новой задаче.
Можно сказать, что все решения слушателя по проекту имеют под собой прочную финансовую основу, как должно быть в бизнесе. Дипломный проект в EMAS не заканчивается рекомендациями общего плана, типа: требуются инвестиции в размере N миллионов рублей или необходимо расширение торговых площадей в n-раз, или потребность перехода к матричной организационной структуре. Все должно быть посчитано, и в дипломе приведены финансовые показатели по трем вариантам, от пессимистичного до оптимистичного. Что касается излюбленной темы бизнес-школ — организационной структуре — то в EMAS и тут идут дальше определения наиболее подходящего ее вида и типа, анализируют здоровье корпоративной культуры компании, завершая разработкой KPI по каждому параметру.
В распоряжении ченов комиссии есть результаты предзащит с подробным перечнем выявленных недостатков по каждой дипломной работе. Как это непохоже на формальные рекомендации руководителей диплома, которыми предваряются защиты во многих бизнес-школах — « Дипломная работа полностью соответствует требованиям к программе МВА, а ее автор заслуживает присвоения степени «Мастер делового администрирования»! Здесь, напротив, заранее неизвестно, удастся ли защититься. Впечатлил подход к оценкам за дипломные работы. Тройки и даже двойки здесь не редкость; получившим такие оценки дается возможность, устранив недостатки, выйти на защиту снова. Конечно, не ради оценки, как таковой, EMAS в лице руководства, и прежде всего, сам слушатель должны быть уверены в прочности знаний. Поблажек не делается никому, даже защищавшему диплом DBA преподавателю EMAS Андрей Коляда недрогнувшей рукой поставил четверку за несмертельную ошибку — два показателя были даны дискретно, а не нарастающим итогом.
Можно только приветствовать принципиальный подход EMAS к качеству знаний своих выпускников. К сожалению, это не столь частый пример для отечественного образования, не переболевшего до конца вузовским благодушием.
* КЕС, КДБ — Как Есть Сейчас, Как Должно Быть — терминология, принятая в EMAS
Ю.Тазов
MBA.SU