С воcстановлением рыночной экономики англо-саксонская программа Master of Business Administration (МВА), которая создавалась и отрабатывалась западным бизнес-образованием не один десяток лет, пришлась нам как нельзя, кстати. Отечественные бизнес-школы творчески овладели заморской программой, сохранив ее принципы и стандарт. А слова про «самую престижную в мире программу подготовки современных менеджеров» стали обязательными в рекламе всех бизнес-школ.
Но самые творческие пошли дальше, применив испытанный советский способ испортить западную технологию, удалив из нее чего-нибудь «ненужное», т.е. внедрив «рацуху» (для тех, кто не знает — рационализаторское предложение). Они выкинули из программы МВА «все ненужное», на их просвещенный взгляд, назвали детище mini-MBA и стали зарабатывать на близости к раскрученному бренду МВА. Авось, кто не разберется, где МВА, а где – рацуха.
Благо, наше законодательство индифферентно к МВА и разрешает называть этим именем все, что угодно. Один руководитель бизнес-школы в ведущей деловой газете недавно так и заявил: мол, АМВА с ее стандартами нам до лампочки, хотим называть укороченные курсы профессиональной переподготовки Mini MBA и будем!
Вопрос понятный, раз аккредитации АМВА нет, то значит, она и вовсе не нужна. Но как быть со стандартами качества и что делать с потребителем? Ведь бизнес-школа предлагает ему одновременно и МВА, которая якобы «по своей структуре и содержанию соответствует зарубежным стандартам MBA», и рацуху (mini-MBA), которая «разрешена, потому что не запрещена».
Это уже совсем разрыв шаблона! Можно ли в одной аудитории делать качественную программу МВА, а в соседней – гнать ширпотреб? А если это возможно, тогда где у потребителя уверенность, что под вывеской программы МВА (МВА-макси) не скрывается такое же содержание, как и у МВА-мини, только увеличенное в размерах?
UPD 2019 г.:
Безусловно, сказанное выше не означает, что программа без аккредитации АМВА априори плоха — у нас есть примеры хороших программ, не имеющих АМВА (руководители таких бизнес-школ по тем или иным причинам не считают нужным подавать на аккредитацию).
И, напротив, в последнее время технология получения аккредитации АМВА стала доступной бизнес-школам, мягко говоря, не высшего уровня. Получив этот «орден на грудь», такие школы понемногу снижают качество в промежутке между аккредитациями (Об этом —Сколько еще бизнес-школ может аккредитовать АМВА?). Так что, как говорят, «дьявол кроется в деталях», и аккредитация АМВА еще не значит, что качество гарантировано навсегда.
Сергей Кравцов
mba.su