Более 100 бизнес-школ России сегодня выпускают порядка 25 тыс. «специально обученных» управленцев. Их все равно не хватает, ведь, по оценке главы Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского, стране требуется 1,5 млн. профессиональных менеджеров.
Эксперимент по внедрению МВА в России, проводившийся Министерством образования в 1999-2003 годах, признан успешным. Теперь реализация программ «Мастер делового администрирования» (МВА) в нашей стране осуществляется на регулярной основе. И доверие к чужеземной степени постепенно растет: из разряда приятного дополнения она постепенно переходит в часть джентльменского набора топ-менеджера. Во многом этому способствовало введение государственных дипломов МВА, а также деятельность Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ревностно следящей за соблюдением правил fair play. «Настоящее понимание МВА в нашем обществе еще должно прийти, но одно определенно ясно — мы находимся на правильном пути. Фактически произошел прорыв в подготовке кадров высокой квалификации для отечественной экономики, столь ей необходимых на современном этапе», — говорит президент ассоциации Леонид Евенко. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что пока большинство российских программ организованы на базе старых, престижных государственных вузов.
Налицо все признаки самостоятельного сегмента образовательного рынка. Существует устойчивое предложение (только в списке членов РАБО более 100 учебных заведений), причем перечень программ постепенно расширяется, вводятся новые специализации и пр. Наблюдается стабильный спрос. По оценке начальника отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса Алексея Ончукова, осенью 2002 года в российские бизнес-школы было подано в 1,5-2 раза больше заявлений, чем в них имеется мест.
Такие показатели обусловлены той выгодой, которую получают компании от деятельности менеджеров, имеющих МВА. Во многих фирмах сначала отучился начальник, потом направил замов, потом по цепочке. Примеры тому — РУСАЛ, «Спортмастер», «Эконика» и др. Ведущие школы бизнеса в течение последних лет ведут целенаправленную работу с конкретными корпорациями (программы Газпром-МВА, Сбербанк-MBA и др.), разрабатывая программы по их заявкам, а также принимая целые группы слушателей из этих корпораций (АФК-Система, Hewlett Packard Russia, «Северсталь», «Русьимпорт» и др.).
По всеобщему мнению, МВА дает поразительный эффект с точки зрения систематизации уже имеющихся знаний, обмена опытом, получения новых навыков. «Здесь голову ставят на место», — слышал я от студентов одной бизнес-школы. Человек начинает по-новому видеть задачи, возможности, перспективы — как свои, так и всей компании. И постепенно люди с самым разнообразным первым образованием, которых жизнь заставила заняться бизнесом, начинают понимать тонкую механику бизнес-процессов и уже не стремятся при решении встающих перед ними задач всякий раз изобретать велосипед.
Поскольку спрос превышает предложение, бизнес-школы уже имеют возможность отфильтровывать претендентов «на входе». Вследствие этого на программы МВА попадают студенты приблизительно одного, и отнюдь не низкого, уровня подготовленности, что, в свою очередь, влияет на повышение результативности обучения. Конечно, существует определенная «российская специфика». В частности, преобладание вечер ней формы обучения, потому что никто в России не хочет терять работу, чтобы целиком отдаться учебе. К тому же у нас более «взрослая», чем на Западе, аудитория (30 лет и более).
Так что все совсем неплохо. Правда, по словам Леонида Евенко, в ближайшее время грядут большие перемены. На повестке дня — вопрос о государственном лицензировании этого вида деятельности. А также о введении нового, уточненного государственного стандарта, регламентирующего содержание программ МВА.
Что из этого получится — судить рано. Поживем — увидим.
Досье МВА:
СУТЬ
МВА (Master of Business Administration, «магистр делового администрирования») — магистерская степень в области управления бизнесом. Это «образование для карьеры», дополнительное к высшему ориентированное на практику.
ФОРМА
Учебный план и формат программ МВА в России регулируется государственными требованиями. Общий объем -1000 аудиторных часов, в том числе не менее 200 часов на изучение научных основ бизнеса. Основной упор делается на изучение общего менеджмента. Студентам преподают 7-12 основных предметов (менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр.), а также несколько курс по выбору. В большинстве случаев обучение подразумевает также выполнение итогового проекта, иногда — стажировку в компаниях. В процессе учебы применяются анализ ситуаций из практики реальных компаний («кейсов»), деловые игры и пр.
СТАНДАРТ
Двухгодичная вечерняя программа. Вступительные требования — высшее образование в любой области (от степени бакалавра) и опыт работы в бизнесе от 2 лет. Процесс отбора включает короткий тест и собеседование. На некоторых совместных программах еще и тесты GMAT (Graduate Managen Admission Test), TOEFL (Test of English as a Foreign Language), иногда эссе, рекомендации.
ИСТОРИЯ
Степень МВА (под другим названием) впервые была присуждена в 1902 году в США. Сегодня в ре существует около 2500 программ этого типа. В России внедрение программ МВА началось с 198: да. Официально эксперимент по реализации этой программы проводился в 1999-2003 годах, в нем приняли участие 30 учебных заведений. За это время на программах МВА в России обучалось около слушателей, по заявкам учебных заведений выдано 11473 диплома (бланков) серии
Андрей Буховцев
Журнал STUDY IN, №7, июль, 2003