Женщины стали чаще получать степень MBA. Такое утвеждение делают авторы Forbes в статье «Нетворкинг и устойчивость: кому нужны специальные женские программы MBA», взявшие за основу статистику США прошлого года и исследование образовательной платформы Skillbox и Высшей школы менеджмента СПбГУ. Статистика США нам малоинтересна, у нас свои процессы, поэтому остановимся на исследовании коллег из Санкт-Петербурга.
Они сообщают: «Женщины чаще выбирают учиться на EMBA (Executive МВА) — программа рассчитана на руководителей с опытом в сфере управления. В 2020 году доля женщин-слушательниц на EMBA составила 33%, а в 2022 году — 52%».
Каковы причины этой динамики? Она говорит нам о том, что благодаря пандемии на многих программах МВА и ЕМВА был увеличен объем занятий онлайн, который якобы позволил начать учиться женщинам, обремененным домашними хлопотами? Или о том, что топовые позиции в компаниях занимает все больше женщин? А может быть, сказывается спад рождаемости вследствие экономических и ковидных причин и преимущественная ориентация многих женщин на карьеру? Или просто потому, что крупный отраслевой заказчик прислал на обучение группу руководителей-женщин?
Можно предполагать что угодно, «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно». Один набор отличается от другого, и скачок в полтора-два раза за два года в ВШМ СПбГУ ни о чем не говорит в масштабах российского МВА. И уж тем более, не является каким-то особенным трендом. В разных бизнес-школах на программах МВА достигнуты разные пропорции слушателей мужчин/ женщин. Усредненные данные по ведущим бизнес-школам здесь.
Гипотез и трендов можно напридумывать много, в зависимости от задачи. Образовательный маркетинг тут же реагирует на, якобы, возросший спрос на МВА со стороны женщин. Горячие головы начинают говорить о создании особых, «женских МВА». Разумеется, это — полная чушь, обсуждать которую не имеет смысла. Обычно в группах МВА и ЕМВА женщины составляют около трети, и это замечательно. Женщины с бОльшей охотой идут на МВА в смешанные группы с превалирующим числом слушателей-мужчин (часто: 80%/20% или 67%/33%), это хорошо известно во всех бизнес-школах. В частности, поэтому и гипотеза о волшебном влиянии онлайн-занятий на рост спроса женщин-руководителей на программы Executive MBA вряд ли имеет под собой реальную почву. А слушательницам «женских» групп МВА и, тем более, ЕМВА, можно только посочувствовать.
Женщин-руководителей в различных сферах общественной жизни и экономике становится больше — это факт, долгосрочный тренд, его можно только приветствовать. Но выдумывать какую-то особую, «женскую» специфику в бизнес-образовании, право, не стоит.
Александра Хомякова
MBA.SU