Второй день на полях Гайдаровского форума обнаружил, что во многих аудиториях высказывались схожие идеи, связанные с будущим. Сначала уверенно констатировалось, что «реальность изменяется стремительно», «новое, чему мы учим сейчас уже устарело», потом уже менее уверенно — «мы не знаем, какие изменения произойдут в бизнесе завтра». Финальная нота напротив звучала оптимистично: «но мы должны быть к этому готовы!»
Дело хорошее. Поля будущих побед в сфере бизнес-образования, в общем-то, известны давно: укрепление связи программ бизнес-образования с бизнесом, развитие человеческого потенциала.
Для избавления от дамоклова меча упреков в слабой связи бизнес-образования с практикой, отечественные бизнес-школы готовы влезть даже в технические и технологические процессы крупных корпораций. А корпоративные университеты оттуда и не вылезали. Но синергетика — великое слово, и все сообща теперь пытаются изобрести что-то новое.
Цифровизация, геймификация — эти, так толком и не освоенные отечественными бизнес-школами понятия, уже поднадоели в течение пяти лет, на очереди — проекты, стартапы, хакатоны, питч-сессии — вот это поновей и звучит куда внушительнее.
В результате упорных тренировок командные высоты крупных компаний занимают кандидаты из руководящего резерва, преодолевшие с боями все образовательные рубежи. Они суперэффективны, сверхкреативны, почти бизнес-роботы, и вдруг оказывается, что нужно возвращать им утраченные когда-то человеческие способности слушать музыку, восхищаться произведениями живописи, понимать эмоции других людей и поступать с их учетом. И даже — смотреть мультфильм «Ежик в тумане».
Еще недавно считалось, что менеджмент, которому учат в бизнес-школах — понятие внеотраслевое, что грамотный менеджер одинаково хорошо сможет руководить, например, обувной фабрикой, домостроительным комбинатом или медицинской клиникой. Но, как мы уже убедили себя, все это давно устарело и нужно изобретать новое колесо, хотя бы и треугольное.
Я — не ретроград и рад всему новому, тем более в работе сообща, с привлечением всех, кто. Но только где, за исключением высокотехнологичных корпораций, посмотреть на это будущее, которое на наших глазах становится прошлым и требует от нас неведомых ранее подходов к обучению? Представляется, что подавляющая часть слушателей наших бизнес-школ в таких компаниях не работает и, похоже, у них не так много шансов туда попасть, исходя из бытующей у них практики выращивания руководителей в своей собственной среде.
Вопросов о будущем вообще и о будущем бизнес-образования, в частности, много, но один из возможных ответов уже есть — «Мы не знаем, что это будет такое, но мы должны это делать!» Мы иногда так похожи на героя того самого мультфильма!
С.Кравцов
MBA.SU