Мир стремительно меняется, появляются новые форматы обучения, которые вызывают много споров. Классические вузы тем временем продолжают включать в программы МВА фундаментальные знания. Стоит ли отказываться от них в пользу готовых «рецептов успеха» и где бизнес-школы ищут компромисс, — разберемся на примере Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ).
Стремительное увеличение скоростей и размывание границ — две основные тенденции, которые непосредственно влияют на рынок бизнес-образования. Скорость, с которой создаются, проверяются и распространяются знания в академической среде, сейчас не соответствует темпам развития компаний. Из-за этого возникает колоссальный разрыв между ожиданиями бизнеса и тем, что предлагают университеты.
Одновременно с этим технологии онлайн-образования полностью снимают барьеры. И это создает условия тотальной конкуренции.
«Географическая удалённость больше не имеет значения, — с развитием онлайн-форматов клиенты получили доступ к очень разным знаниям. В этом океане информации некоторые выбирают именитые вузы, которые предлагают отдельные курсы — качественные, но несистемные знания. Другие же выбирают МВА в различных дистанционных форматах» — поясняет первый заместитель директора ВШМ СПбГУ Константин Кротов.
Для университетов такое положение дел может являться как угрозой, так и возможностью. В структуре спроса на рынке бизнес-образования существуют потребности, которые можно закрыть с помощью онлайн-школ, отдельных курсов или даже инфобизнеса. Но те, кто приходит на МВА, как правило, ищут системные знания, новый опыт и качественный нетворкинг.
Чтобы обеспечить решение всех этих задач, программа должна сочетать в себе:
- продуманную программу
- инструменты, позволяющие оперативно, но без потери качества доносить знания до слушателей
- разнообразный пул преподавателей из различных сфер
- всевозможные форматы взаимодействия внутри сообщества.
Одной из таких программ является новая программа ВШМ СПбГУ МВА «ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОГО МИРА», которая подойдет владельцам бизнеса и руководителям, которые хотят вывести компанию на новый уровень, используя инновационные и технологичные методы.
В Высшей школе менеджмента СПбГУ принимают за основу то, что онлайн-технологии должны не подменять, а дополнять традиционные форматы обучения. Однако тут осознают и необходимость реагировать на вызовы времени, со всем его ускорением. И потому тестируют новые форматы обучения. Недавно там запустили работу по созданию обучающих курсов в мессенджерах, а ранее ввели в качестве постоянной практики применение онлайн-тренажеров, обеспечивающих эффективную отработку навыков командного взаимодействия в дистанционном формате.
Создание новых возможностей для поиска деловых контактов остаётся одним из главных аспектов программ. «Мы понимаем, что в век электронных коммуникаций главная привлекательная черта очных программ — это нетворкинг. В целом мы стараемся строить взаимоотношения именно внутри всего сообщества школы, а не только среди выпускников», — комментирует Леонид Васильев, директор программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ.
Тем не менее, эти меры — лишь реакция на перемены в мире. По мнению первого заместителя директора ВШМ СПбГУ Константина Кротова, российское бизнес-образование за последние 10 лет научилось хорошо копировать лучшие зарубежные практики, и до последнего времени такой подход работал. Сегодня, когда изменения происходят слишком быстро, а будущее нелинейно, необходимо действовать проактивно.
«Сейчас мы прокладываем свой собственный путь и для этого находимся в постоянном диалоге с клиентами — в первую очередь, с бизнесом. На программах МВА мы продолжаем работу по поиску форматов, которые совместят в себе гибкость, фундаментальность образования и направленность на практику. Будем разрабатывать новые программы, направленные на предпринимателей», — рассказывает первый заместитель директора ВШМ СПбГУ Константин Кротов.
***
ВШМ СПбГУ