«Когда школа бизнеса занимает хорошие места в рейтингах, она говорит своим потенциальным слушателям, что, мол, вы посмотрите рейтинг, но не абсолютизируйте его, а школы, которые не занимают хороших мест, говорят, что объективных рейтингов в России не было, нет и не будет, поэтому все рейтинги неправильные: забудьте о них, — отметил Юрий Тазов. — Эти две крайности, которые показывают, что вопросы рейтингования — это актуальные вопросы».
Участники «круглого стола» отметили, что основные проблемы в рейтинговании связаны с отсутствием информации, поэтому многие рейтинговые структуры обращаются в школы бизнеса с просьбой помочь найти контакты выпускников этих школ, но не все открывают свои базы данных. Нет статистики количества выпускников бизнес-школ в целом по рынку, нет данных по изменениям доходов выпускников бизнес-школ.
«Отечественным рейтингам не хватает такого важного показателя, как «уровень зарплат выпускников бизнес-школ» или «рост зарплат после окончания бизнес-школы», — считает президент Ассоциации выпускников ВШМБ — Клуба MBA Денис Волков. — На Западе это первая колонка любого рейтинга».
По мнению, участников «круглого стола», рейтинг, как инструмент, который помогает ориентироваться в выборе бизнес-школ, должен позволять делать этот выбор по объективным критериям, а также учитывать отношение работодателей и соискателей к бизнес-образованию в целом.
«Ситуация в обществе такова, что за последние год-полтора статус выпускника МВА стал чуть ли не ругательством, — сокрушается Юрий Тазов. — Я знаю массу выпускников МВА, которые скрывают, что они получили такое образование. И я знаю множество работодателей, для которых наличие диплома российского МВА у соискателей является причиной для отказа в трудоустройстве. Они говорят, что им такие выпускники не нужны, поэтому многие ученики скрывают наличие диплома МВА».
По мнению специалистов, нежелание некоторых выпускников афишировать наличие диплома МВА является определенным препятствием в проведении репрезентативной выборки при формировании рейтинга. Часто при составлении рейтинга количество опрошенных выпускников из разных школ сильно отличается, что приводит к весьма приблизительным рейтингам.
«Все больше вызывает сомнение тот факт, что рейтинги действительно снабжают полезной и достоверной информацией, — подчеркнула директор Центра маркетинга МИРБИС Леся Мельниченко. — Многие считают, что рейтинги лишь сбивают с толку, вызывают стадный инстинкт и оказывают манипулятивный эффект».
Год от года количество людей, учитывающих рейтинги при поступлении, снижается. «Негативное отношение к отечественным рейтингам связно в первую очередь с отсутствием единых универсальных методик или неполнотой этих методик, которые не позволяют учитывать многообразие программ, особенно при подготовке глобальных рейтингов, потому что все школы имеют разные стандарты своих программ», — отметила директор международного направления консалтинговой компании Begin Group Алла Жаворонкова.
По данным опроса, проведенного бизнес-школой МИРБИС среди своих слушателей, среди источников информации при выборе бизнес-школ рейтинги занимают третье место после интернет-ресурсов и информации, полученной от коллег и знакомых. Отвечая на вопрос, что есть рейтинг для меня, 76% ответили, что рейтинг является начальной точкой поиска при выборе топ-5 бизнес-школ. В «ином» отмечают, что рейтинг — это информация для размышления, оценка качества, один из способов PR, а мнение о бизнес-школе можно составить, сравнивая учебные планы. При этом более половины опрошенных не готовы учиться в бизнес-школе, если она не входит в топ-5. После выбора топ-5 алгоритм будущих слушателей, по данным опроса МИРБИС, выглядит следующим образом: изучение рейтингов и корпоративного сайта, отзывы коллег и друзей, а также звонок в приемную комиссию и посещение учебного заведения. Более половины опрошенных подтвердили, что рейтинги повлияли на выбор бизнес-школы. На вопрос, доверяете ли вы рейтингам, утвердительно ответили 34%, «доверяю, но…» — 42%. Те, кто ответил «да, но…» в сумме с теми, кто не доверяет рейтингам (21%), образуют сомневающееся крыло, которое означает — «практически нет».
«Ренкеры должны обратить внимание на репрезентативность своих методик и показателей, — уверена Леся Мельниченко. — Также необходим дифференцированный подход к позиционированию брендов, т.е. стоит задуматься о брендах самих рейтингов».
К тому же, по мнению участников «круглого стола», необходим более дифференцированный подход к методикам рейтинга бизнес-школ и рейтинга программ, понимая, что это две разнопредметные сферы. «Сегодня очень часто путают рейтинги программ и рейтинги школ, — подчеркнул ректор МИРБИС Станислав Савин. — МИРБИС — единственная школа в России, которая имеет международную аккредитацию всех основных программ: бакалавриата, магистратуры и МВА. Но как школа, ни одной ассоциацией она не аккредитована».
Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета — Карьера и менеджмент» №18 (800)