Бизнес-образование — очень важный элемент в развитии современного менеджера и предпринимателя. Многие считают, что именно практика приносит максимальную пользу. Но я думаю, что практику должна подкреплять теория. Только комплексный взгляд на вещи помогает управленцу быть эффективным.
Я понял это через пять лет работы в бизнесе, поэтому и поступил в бизнес-школу The University of Chicago Booth School of Business. Я выбрал американское учебное заведение, поскольку в 2001 году в России не было программ, удовлетворяющих моим потребностям: мне нужны были и знания, и лучшие практики, которые можно использовать в крупной международной компании.
Однако за последние десять лет российское образование изменилось в лучшую сторону. Понятно, что на создание программ, которые будут на 100% соответствовать международным образцам, потребуются годы. Но прогресс уже налицо. В частности, есть интересные программы в Московской школе управления «Сколково». Компания «Эрнст энд Янг» взаимодействует со «Сколково» по образовательным проектам для руководителей. Кроме того, мы совместно создали Институт исследования развивающихся рынков (IEMS). Вместе с Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) разрабатываем различные программы по финансам, которые очень востребованы на сегодняшнем рынке. Мы также сотрудничаем с Российской экономической школой — организуем исследования, ведем экспертную работу, участвуем в совместных проектах, в том числе в лекциях профессоров-экономистов в Политехническом музее. Много хороших программ в Высшей школе экономики. То есть в России уже сегодня можно получить качественное бизнес-образование.
Однако есть и негативные отзывы, связанные с тем, что знания, полученные в российских бизнес-школах, зачастую оторваны от реальности. И это проблема нашего образования в целом, не только MBA. Например, был проведен опрос международных компаний, работающих в России. Результаты показали, что выпускники российских вузов имеют хорошие технические знания, но у них слабо развиты soft skills — навыки работы в команде, умение представлять продукт, вести переговоры. Работодателям приходится много денег вкладывать в развитие молодых специалистов.
Думаю, государство очень своевременно ушло из сферы дополнительного профессионального образования. Рынок должен сам себя регулировать. Если бизнес сейчас будет активнее взаимодействовать с учебными заведениями, это позволит создавать актуальные программы, отвечающие современным реалиям.
Я считаю, нам в России не нужны вторые гарварды и стенфорды. Нам необходимо собственное российское бизнес-образование, соответствующее лучшим международным стандартам.
Александр Ивлев, управляющий партнер компании «Эрнст энд Янг» по России
Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №9 (325), 01.09.2012