Запрос на обучающие программы по предпринимательству сейчас очень большой, и было бы странно, если бы его не попробовали «оседлать» частные образовательные компании. Они распространяют статьи на тему «как организовать свой бизнес», в которых рекламируют свои образовательные продукты, противопоставляя их «неправильному» обучению в бизнес-школах и программам МВА.
Почему все критики упираются в МВА понятно, ведь программа МВА — символ основательного бизнес-образования. А когда у тебя одна арендованная комната, четыре компьютера и красивый сайт, обещающий «практическое обучение предпринимательству» за 5-10 тысяч рублей, что остается? Только пытаться «обкусать ступни гиганта», как писал Визбор.
Для тех, кто не в курсе: МВА — далеко не единственная программа в портфеле бизнес-школ,и для тех, кто стеснен в средствах, есть большое пространство для выбора. В большинстве из них есть мастерские программы, программы профпереподготовки, короткие курсы различной стоимости, а также — мастер-классы бизнесменов и предпринимателей. Таким образом, подобрать программу для предпринимателя в бизнес-школе не является большой проблемой (Например, 2-х месячная онлайн-программа «Предпринимательство и управление компанией» на базе модуля МВА в ИБДА РАНХиГС).
Но последователям «Бизнес-молодости», торгующим недорогим ширпотребом, важно внедрить в общество идею о том, что бизнес-школы ориентированы исключительно на менеджеров и владельцев действующих компаний, решающих задачи по повышению эффективности существующего крупного или среднего бизнеса, а научить чему-то предпринимателей они не в состоянии.
В головах у адептов мини-обучения для микро-предпринимателей крепко засела идея, что предприниматель и менеджер — раз навек установленные социальные роли, которые никогда не меняются местами. И, по их логике, учить предпринимателя нужно по-другому, «чисто практически». Но не существует особых менеджмента, финансов, маркетинга и др. только для предпринимателей, и если у тебя нет базовых знаний, то на советах бывалых ты далеко не уедешь. Таким образом, разница может быть только в качестве преподавания.
Более того, уже кризис последних лет доказал, что даже самые успешные менеджеры в один, не очень прекрасный момент, могут превратиться в индивидуальных предпринимателей. Да и во многих компаниях теперь поощряют и готовят внутренних предпринимателей. Объем знаний, который получают менеджеры на программах бизнес-школ, позволяет им при необходимости, разобраться с тем, как начать и развивать свой бизнес. Это во много раз полезнее для дела, чем слушать байки двадцатилетних «боссов» о том, как им удалось «сделать свой первый миллиард», пусть и за символические 5-10 тысяч рублей. Рассказы о чужих успехах никогда еще не помогали достичь успеха собственного.
Очевидно, что никакая «бизнес-молодость» не в состоянии аккумулировать такое число опытных менеджеров и предпринимателей, как это делает бизнес-школа. Явно ошибочна посылка о том, что в бизнес-школах нет реальных предпринимателей, они-де ведут занятия только в образовательных компаниях «нового типа». Все предприниматели, которым есть чем поделиться со слушателями, ведут в бизнес-школах мастер-классы и семинары. И, напротив, если где-то сообщается, что предприниматель-миллиардер ведет регулярные занятия, консультации или является «наставником» начинающих предпринимателей — это первый признак «бизнес-молодости». Задайте себе вопрос, есть ли у настоящего большого предпринимателя время на всю эту образовательную деятельность и почему он этим занимается в ущерб основному бизнесу? Может, «царь — ненастоящий»?
Говорят, у последователей «Бизнес-молодости» весьма неплохие обороты. Это, прежде всего, показатель того, как много еще людей ищут простые и быстрые ответы на серьезные вопросы. Бизнес-школы представляются им слишком «серьезным» местом, где нужно иметь за душой какой-то бэкграунд. Поэтому они делают выбор в пользу коротких и дешевых курсов, не предъявляющих никаких требований к личности учащегося. В отношении бизнес-школ во-первых, это не совсем так, а во-вторых, предпринимательство — это такое качество человека, как смелость. Смелых и решительных ждут в бизнес-школах; неуверенным в себе и нерешительным там делать нечего. Поэтому получится собственный бизнес только у первых, тех, кто не экономит на серьезных знаниях, ориентируясь на обещания быстрого успеха.
Александра Хомякова
MBA.SU