Новая реальность и сопутствующая ей турбулентность, по мнению многих экспертов, привели к серьезным изменениям в спросе на программы бизнес-образования. По некоторым прогнозам, например, рынок дополнительного онлайн-образования просядет в этом году на треть. Эксперты Фонда «Сколково», опираясь на свои исследования, говорят о резком спаде спроса, в т.ч. на программы МВА.
Мы попросили поделиться мнением на эту тему руководителей ведущих бизнес-школ, которые являются признанными экспертами в бизнес-образовании. Вопреки ожиданиям, оказывается, что многие российские бизнес-школы совсем не готовы присоединиться к хору пессимистично настроенных экспертов. Основанием для оптимизма руководителей служит опыт преодоления нескольких кризисов за последние годы, когда экономический спад не приводил к резкому сокращению желающих учиться на МВА.
Лариса Малышева, директор Бизнес-школы Уральского федерального университета (Екатеринбург) объясняет это так: «Обычно кризисы и нехватка информации приводят не к падению, а к росту спроса на образование. Так было в 1999, 2008, 2014, 2020 годах. Важны контакты, нетворкинг, экспертное мнение, новые инструменты и технологии». Соглашаясь с мнением о негативном влиянии кризиса на падение спроса, Ярослав Павлов, ректор Бизнес-школы ИМИСП (Санкт-Петербург), предлагает обращать внимание не на количественную, а на качественную сторону вопроса: «Если смотреть совокупно, может сложиться впечатление, что интерес к бизнес-образованию сильно падает. Поверхностные данные это подтверждают. Если копнуть глубже, интерес к действительно качественным комплексным программам даже растет».
Рост спроса на МВА нам подтвердили в бизнес-школах Сибири и Дальнего Востока. Эдуард Коложвари, руководитель Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления рассказывает: «Весенний набор на программы MBA мы оцениваем, как весьма успешный — запланированные показатели достигнуты, а по программе mini-MBA для руководителей набор превзошел ожидание почти в 3 раза».
Ему практически вторит Михаил Кривопал, руководитель Академии управления ДВФУ (Владивосток): «Если говорить о снижении спроса, то на деле его не произошло. На программу МВА, старт которой был запланирован на апрель 2022 года, мы набрали рекордное количество слушателей — к нам поступило больше 30 человек. При этом такое же количество потенциальных слушателей сейчас находится в листе ожидания на программу». Одна из крупных российских бизнес-школ — Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, в лице своего декана Сергея Календжяна, подтверждает: «Подводя итоги весенней приемной кампании на бизнес-программы MBA, Executive MBA и DBA, могу с уверенностью сказать — спрос на эти программы устойчивый!»
Итак, весенний набор на МВА в бизнес-школы для многих оказался успешным. Конечно, не для всех, поскольку для того, чтобы привлечь интерес потенциальных слушателей, бизнес-школа должна что-то предпринять, предложить новые концепции, методики и инструменты. Предлагать сейчас программу, которую предлагали еще вчера, сегодня уже невозможно — произошло слишком много изменений, требующих от управленцев новых эффективных решений.
Один из самых смелых новаторов в отечественном бизнес-образовании, Лариса Малышева говорит: «Становятся неинтересными классические программы обучения, не учитывающие текущую специфику передела рынков, сброса цепочек поставок, быстрых изменений, перестройки бизнес-моделей, ограничений по ресурсам. А это означает, что нужны практические решения, сценарное планирование, симуляторы. Те, кто сможет адаптировать программу МВА к новым условиям, выиграет. Фактически, программа МВА должна претерпевать изменения, и от существующих утвержденных дисциплин переходить к Scrum и Agile с корректировкой наполнения модулей. Вовлекать слушателей в исследования, тестирование гипотез, адаптацию лучших практик, реализацию мини-проектов».
Другие бизнес-школы также серьезно занялись модернизацией своих программ. О непрерывной работе над повышением качества содержания курсов, отбора сильнейших спикеров, постпрограммной поддержки слушателей, поддержании активности в очных и онлайн-сообществах, говорит Эдуард Коложвари. Ряд бизнес-школ начали прорабатывать партнерские проекты с ближним (а кто-то и — с дальним) зарубежьем: например, ВШКУ, по словам Сергея Календжяна, продолжает создавать и реализовывать новые образовательные проекты, стремится укрепить старые связи со странами ЕАЭС и выйти на новые рынки Китая, Индии, Узбекистана. «Ведем активные переговоры по открытию программ MBA в Китае», говорит он.
Несмотря на разгар отпускного сезона, борьба за осенний набор в бизнес-школах практически уже началась. Прогнозы — дело неблагодарное, но оптимизм в словах опрошенных руководителей бизнес-школ явно присутствует. Ярослав Павлов: «Общий прогноз на осень мы делаем умеренно оптимистическим и ждём значительного интереса к нашим ключевым программам благодаря их высокому качеству, ориентированности на практику и гибкости». Михаил Кривопал: «Мы объявили набор на программу Executive МВА, и смело можем утверждать, что к октябрю этого года, когда мы планируем старт следующего набора, у нас будет сформирована тоже рекордная по количеству группа более 30 человек, при этом с очень сильным составом участников».
Желаем успеха бизнес-школам и их будущим слушателям!
Комментарии полностью:
Директор бизнес-школы УрФУ Лариса Малышева: «Не верю в резкий спад спроса на МВА»
Эдуард Коложвари, руководитель ВШБ НГУЭУ: «Слушатели МВА, в основном, хотят личного общения»
Михаил Кривопал, руководитель Академии управления ДВФУ: «На программу МВА у нас очередь»
Декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян: «Спрос на программы МВА/ EMBA/DBA устойчивый!»
Михаил Селезнев
MBA.SU