Образование людей, которые достигли вершины карьеры, возглавили крупные компании и направления, — это особая история. Куда двигаться тем, кто покорил уже не одну вершину знаний, и как меняются программы Executive MBA в соответствии с новыми задачами? Настоящему и будущему топ-образования была посвящена сессия «Обучение руководителей высшего звена в новой реальности» на форуме FCongress «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего».
Ректор бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов рассказал, что в последнее время очень вырос запрос на тему стратегии: «Сначала все адаптировались к турбулентности, а сейчас задаются вопросом, что будет потом, когда такая чрезмерная турбулентность закончится». При этом, по словам Павла Лебедева, доктора экономических наук, руководителя программы DBA Школы бизнеса МИРБИС, образовательные потребности топ-менеджеров несильно изменились. Основные запросы, с которыми приходили на программу Executive MBA и год, и десять лет назад, примерно одни и те же. Первое — это запрос на операционную эффективность: как считать, что с отчетностью, как упаковать в зависимости от того, где компания находится, как лучше отстроить HR-функцию. Второй запрос — получить системное представление о мире и бизнесе.
Кроме традиционных и важных навыков для лидеров в бизнесе, в новое время становятся актуальными новые — их сейчас принято называть метанавыками, к ним относятся в том числе адаптивность, политический интеллект, эмоциональный интеллект и эмпатия. Один из новых терминов — VQ, то есть интеллект витальности: это связь ценностей, целей и энергии, которые есть у лидеров, для того чтобы реализовывать задуманное. Модератор сессии Антон Аверьянов, совладелец и генеральный директор издания «Большие идеи», заметил, что видна устойчивая тенденция: многие лидеры тянутся к осмыслению высоких материй, растет запрос на философию, философские конструкты и интегральное мышление.
Образовательные учреждения учитывают этот тренд. Так, в программах, особенно degree-программах MBA и EMBA, активно работают с ценностями, лидерством, развитием воображения. Во многих мировых вузах появляются программы, которые посвящены счастью. В школе МИРБИС тоже появился такой модуль. На другой новой программе МИРБИС «Пять вершин мастерства» идет работа со смыслами и лидерскими качествами. «Это не просто набор инструментов стратегического менеджмента, стратегического планирования, — пояснил Павел Лебедев. — Это работа со стратегией, со смыслами, лидерство как трансляция смысла». Ярослав Павлов рассказал о программе DBA (Doctor of Business Administration), как наиболее комплексной для студентов с самыми сложными запросами. Так, в бизнес-школе ИМИСП в программе DBA есть блоки «Человек и его мышление», «Люди в системах», «Взаимодействие с системой» и «Инструменты эксперта». Это программы, в которых почти ничего нет из уровня MBA, — здесь добавлены философия, нейрокогнитивная физиология, антропология, знания из многих других наук.
Важными метанавыками называют цифровую адаптивность и информационный интеллект, способность быстро обучаться новым технологиям и дизайн-мышление. По словам Павла Лебедева, дизайн-мышление — это не только и не столько продуктовое мышление: «Лидер должен создавать концепции всего, будь то решения, промпты, диалог с искусственным интеллектом, все идеи. Понимание сути технологий можно использовать везде». Светлана Чумакова, основательница Международной Академии Коучинга, назвала важными метанавыками умение продумывать последствия своих решений и действий, а также ставить цели. При этом все эксперты признают, что такой высокий уровень образования — это огромный труд.
Поэтому особенно важным считают вопрос мотивации, точнее сверхмотивации, которая помогает людям учиться и работать на максимальном уровне. Павел Лебедев привел в качестве примера такой сверхмотивации одного из поступивших на DBA-программу: «У нас молодая отрасль, она только формируется. И я хочу, чтобы мои знания могли помочь, повлиять на формирование отрасли: правил игры, взаимоотношений, этики». Схожий пример упомянул Ярослав Павлов — это предприниматель, который занимается дорожной картой развития своей отрасли, и эта карта уже стала основой работы на уровне правительства РФ.
Что еще в ближайшей перспективе может измениться в программах бизнес-школ? Павел Лебедев уверен, что активно будет развиваться намечающийся сейчас тренд — это человекоцентричность, то есть возможность индивидуальных образовательных траекторий. Ярослав Павлов указал на повышение специализации бизнес-школ: сейчас уже достаточно пространства для индивидуальности, а дальше специализация будет нарастать. По мнению Павлова, будет продолжаться еще большее разделение на элитное и массовое образование. И если массовое уверенно перемещается в онлайн, использует новые технологии и искусственный интеллект, то элитное останется очным, в нем по-прежнему будет сильная социальная компонента. Хотя многие студенты рассматривают даже серьезные программы MBA как эдьютейнмент, своего рода отдых в интересной компании, «пионерлагерь для взрослых», важно помнить: образование — это не развлечение, оно требует преодоления себя.