TOP-25 российских школ бизнеса. Интегральный рейтинг MBA.SU-2006
- Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ (1,2) — 1 место
- Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ (1,2) 1 место
- Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (2,05) 2 место
- Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ (2,8) 3 место
- Высшая школа бизнеса МГУ (3) 4 место
- Институт международного бизнеса «Классическая Бизнес — школа» (3,85) 5 место
- Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ (4,48) 6 место
- Институт бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ (California State University — Hayward) (5,18) 7 место
- Институт экономики и финансов «Синергия» (5,38) 8 место
- Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге (5,4) 9 место
- Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (6,6) 10 место
- Высшая школа менеджмента ГУ Высшая школа экономики (6,88) 11 место
- Институт мировой экономики и бизнеса (Международная Школа Бизнеса) РУДН (7,15) 12 место
- Международный институт менеджмента ЛИНК (7,8) 13 место
- Российско-немецкая высшая школа управления АНХ при Правительстве РФ (7,9) 14 место
- Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ (8,05) 15 место
- Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ (8,1) 16 место
- Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве (8,95) 17 место
- Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли (9,43) 18 место
- Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (9,6) 19 место
- Институт магистерской подготовки Московского университета экономики, статистики и информатики (9,63) 20 место
- МИПК по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н.Э.Баумана (11,4) 21 место
- Банковский институт ГУ Высшая школа экономики (14,7) 22 место
- Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (15,4) 23 место
- Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ при Правительстве РФ (16,1) 24 место
Пояснения к рейтингу MBA.SU-2006
Методики составления рейтингов пока несовершенны. В России это несовершенство сочетается с традиционной закрытостью российского бизнеса, благодаря чему получить полную и достоверную информацию об объектах исследования очень сложно. Тем не менее, рейтинги бизнес-школ составляются и будут составляться, несмотря на решения отдельных школ не участвовать в рейтингах, а также соответствующие рекомендации школам, принятые Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Европейским советом по качеству бизнес-образования (EQUAL).
Все это происходит потому, что рынок нуждается в рейтингах. Потребителям очень важно иметь представление о табели рангов образовательных учреждений, поскольку цена вопроса (начиная со стоимости бизнес-образования и заканчивая его влиянием на карьеру) очень высока, а самостоятельно разобраться во множестве показателей этого товара трудно. Поэтому так востребованы рейтинги школ бизнеса, даже при понимании очевидного факта их некоторой приблизительности. Анализ показателей различных рейтингов (особенно, если оцениваемые параметры четко определены и ранжированы) может о многом сказать будущему слушателю программы МВА.
Однако, и в имеющихся рейтингах можно запутаться. Часто задаются вопросы: почему места, занимаемые школами в разных рейтингах, так различаются? Ответ очевиден: методики разные, а результат сильно зависит от того, какие школы включаются в листинг, какие параметры анализируются, какие весовые коэффициенты используются и т.д.
Между тем, очевидно, что большинство параметров школ бизнеса, оцениваемых в ходе составления различных рейтингов, или одинаковы или дополняют друг друга.
Для анализа мы взяли три рейтинга школ бизнеса, составленных РБК (июнь 2004 г.), Ассоциацией менеджеров (октябрь 2004 г.) и журналом «Финанс.» (июнь2005 г.).
Почему только эти, ведь известны еще, по крайней мере, еще несколько? Например, рейтинг Executive «Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА», рейтинг программ МВА журнала «Двойная запись», рейтинг журнала «Экономические стратегии» — 20 наиболее стратегичных бизнес-школ России?
Посмотрим на них повнимательнее. «Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА» строго говоря, полноценным рейтингом не является, поскольку никакие параметры (кроме известности у опрашиваемых) бизнес-школ не учитывались. Да и этот результат весьма сомнителен, хотя бы потому, что например, опрашиваемые считают АНХ одной бизнес-школой, в то время как в составе АНХ их, по крайней мере, восемь и это хорошо известно любому, кто интересовался рынком программ МВА.
«20 наиболее стратегичных бизнес-школ..» — это поистине, вещь в себе. Очень уважаем «британо-российскую методику», использованную журналом «Экономические стратегии» для оценки школ бизнеса, однако понять, что и как оценивалось, не можем.
Рейтинг программ МВА журнала «Двойная запись» нами отводится по причине отсутствия в «рейтинге» программ лидеров рынка бизнес-образования, таких как: Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ, Высшая школа международного бизнеса, Высшая школа финансового менеджмента, Высшая школа корпоративного управления (все — АНХ при Правительстве РФ), Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова? Могут сказать, какие-то школы бизнеса, мол, не участвуют в рейтингах принципиально. Но для того ведь и существует самостоятельный сбор информации, благо ее сейчас в СМИ хватает. А иначе, какой же это рейтинг, если в нем нет тех, кто составляет четвертую часть рынка бизнес-образования?
Таким образом, круг анализируемых показателей был ограничен тремя рейтингами. «Рейтинг публичной репутации ТОП-20 лучших российских бизнес-школ», составленный Ассоциацией менеджеров, принимал во внимание такие показатели бизнес-школ, как: известность бизнес-школы, доступность информации о бизнес-школе, престижность диплома, приемлемость стоимости обучения, профессионализм преподавательского состава бизнес-школы, возможность выбора нужной формы обучения, контакты с компаниями, международные связи, профессионализм выпускников бизнес-школы, положительные отзывы о работе бизнес-школы и др.
Рейтинг «TOP-15 бизнес-школ Москвы», составленный РБК, оценивал: возраст школы, количество выпускников, стоимость обучения, наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения, размер группы, вступительные экзамены, из каких ВУЗов преподаватели, есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе, стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах, сколько часов преподается иностранный язык, с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество, выдает ли школа государственный диплом MBA, есть ли у студента возможность получить международный MBA, качества дипломных проектов и т.д.
Рейтинг журнала «Финанс.» учитывал пять ключевых показателей: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы.
У каждого из этих рейтингов есть свои плюсы и минусы, да и листинг их различен. Поэтому у членов МВА-сообщества «Российская Лига МВА» возникла идея, используя данные трех рейтингов, попытаться составить некий интегральный рейтинг школ бизнеса, который бы учитывал максимум значимых параметров и позволял сравнивать участников разных рейтингов. Необходимо было привести данные в сравнимую форму, для чего были сделаны некоторые допущения.
1. За основу нами были взяты места, занимаемые школами бизнеса, а не соответствующие ими в рейтингах баллы, поскольку информация о методиках подсчета рейтинговых баллов во всех случаях практически отсутствует, а в рейтинге Ассоциации менеджеров баллы отсутствуют совсем. В шорт-лист были включены те школы бизнеса, которые, по мнению членов сообщества, в наибольшей степени могут претендовать на ТОП-25.
2. В рейтинге MBA.SU-2006 номеру места в рейтинге присваивается такое же количество баллов. Поэтому победитель нашего рейтинга получает наименьшее количество баллов.
3. Каждый из этих рейтингов имеют разную достоверность. Рейтингу журнала «Финанс.», как наиболее детальному, был присвоен максимальный коэффициент достоверности – Кд1=0,7.
Рейтинг РБК получил Кд2, равный 0,55 из-за явно неполного перечня ведущих школ бизнеса с одной стороны, и очевидно завышенных оценок аутсайдеров – с другой.
Коэффициент достоверности Кд3 рейтинга Ассоциации менеджеров был принят равным 0,6 главным образом, из-за того, что этот рейтинг «публичности» не очень-то публичен – отсутствует открытая информация о количестве баллов, полученных за те или иные параметры. Вместе с этим, экспертная оценка в целом (без учета мест) совпадает с перечнем школ бизнеса в этом рейтинге.
4. Результирующий балл получается следующим образом:
Р = М1*Кд1 + M2*Кд2 + M3*Кд3 / Nrat
где Nrat – количество рейтингов (в нашем случае максимальное Nrat=3)
Полученные результаты, на наш взгляд, за небольшими исключениями, соответствуют картине российского рынка бизнес-образования. В рейтинге есть недостатки — поскольку рейтинг базируется на данных трех рейтингов, то он наследует их слабые места, главное из которых, пожалуй, степень адекватности оценки немосковских школ бизнеса (например, по экспертным ощущениям, позиции некоторых бизнес-школ Санкт-Петербурга должны быть выше). Однако, это особая проблема для любого рейтинга, составляемого московскими специалистами.
Представленный интегральный рейтинг, безусловно, является неплохим ориентиром для тех, кто собирается учиться на МВА.
Дмитрий Стасов, Осипова Маргарита
МВА-сообщество www.mba.su