
Близится осенний набор на программы ДПО — дополнительного профессионального образования (к которому по закону относится и МВА). Позитивный настрой на обучение призваны создать результаты исследования Ассоциации менеджеров (АМ) и образовательной компании Ultimate Education, включающей онлайн-школы. Результаты опубликованы на сайте одного из организаторов (АМ) и растиражированы ведущими СМИ.
Сообщается, что было опрошено более 100 российских компаний + 1000 «студентов и выпускников программ ДПО». Названия компаний не раскрываются, тем не менее, речь, видимо, идет, в основном, о крупных или очень крупных компаниях, т.к. 67% из них имеют свои корпоративные университеты, учебные центры или собственные СДО.
СМИ сделали акцент на увеличение образовательного бюджета и сообщили, что 27% российских компаний увеличили бюджет на обучение сотрудников в текущем году. В том, что треть опрошенных компаний (около 30-ти) увеличила бюджет нет ничего экстраординарного — крупные компании всегда думают о росте потенциала своих работников и имеют на это бюджеты. Не менее показательным является то, что больше половины (55%) таких компаний оставило его на прежнем уровне, а каждая пятая (18%) — сократила.
Ответы представителей крупных компаний интересны, но не дают общей картины по рынку программ ДПО в целом, поскольку компаний-участников этого рынка значительно больше ста — в некоторых исследованиях фигурирует список из РБК-500. Наиболее познавательна, на мой взгляд, часть исследования, содержащая ответы физических лиц.
Следует отметить, что судя по ответам, студенты и выпускники программ МВА в опросе не участвовали, т.к. суммы, потраченные ими на обучение, не могут покрыть годичного взноса по оплате программы МВА. Так, респонденты потратили на обучение в 2023 году:
- 33% — от 100 до 200 тысяч рублей
- 25% — от 50 до 100 тысяч рублей
- 23% — до 50 тысяч рублей
- 12% — свыше 200 тысяч рублей
То есть, речь в исследовании идет о средне- и краткосрочных онлайн-программах, что логично, учитывая профиль организатора опроса. Этот вывод косвенно подтверждают и другие данные: 100% респондентов за год закончили обучение (47% — одна программа, 53% — две или три).
Опрос студентов и выпускников онлайн-программ ДПО показывает, что компании не склонны тратить средства на обучение своих сотрудников — только 8% респондентов обучение оплатила компания, остальным (92%) пришлось брать кредиты. Такая картина не слишком кореллирует с ответами компаний о наличии бюджетов на обучение, видимо, это разные аудитории.
Перспектива продолжения самофинансирования обучения на следующий год привлекает не всех физических лиц — результат опроса показывает снижение почти в три раза числа желающих брать кредиты на обучение — «35% респондентов не готовы в ближайшем будущем брать кредиты или рассрочки на свое образование».
Ответы на вопрос об отношении компаний к дипломам онлайн-программ, важный для организаторов опроса, в целом не вызывает отторжения у представителей компаний, хотя больше половины к ним относятся нейтрально.
«Компании относятся положительно»:ф излица — 22%; представители компаний — 35%
«Компании относятся нейтрально»: физлица — 33%; представители компаний — 52%
«Компании относятся отрицательно»: физлица — 3%; представители компаний — 2%
Это не удивительно, поскольку в большинстве случаев дело касается краткосрочных программ, а не программ уровня МВА. Там отношение может быть иным.
Сергей Мухин
MBA.SU