Опубликованный недавно Рейтинг FT Online MBA 2021 оценил 15 лучших онлайн-МВА программ по всему миру. Лонг-лист включал 30 бизнес-школ, но процент ответов выпускников в 15 случаях был слишком низким, чтобы быть репрезентативным, об этом пишет Лео Кремонези на страницах Financial Times.
Это довольно показательно, потому что во-первых, показывает реально небольшое число бизнес-школ, готовых заявить свои программы online-МВА на рейтинг, а во-вторых, демонстрирует низкую активность выпускников таких программ. Причины этому могут быть разные; некоторые бизнес-школы ссылаются на занятость своих выпускников, которым де-трудно выкроить минуту-другую для заполнения анкеты. Объяснение так себе — все выпускники МВА довольно занятые люди, а вот другая причина — нежелание оценивать программу, которая мало что тебе дала, более реальна.
В данных FT нас, в первую очередь, интересуют те, которые показывают отличия в результатах обучения для выпускников онлайн и оффлайн (а также смешанных или blended) программ МВА. Вот они.
«Средний рост зарплаты выпускников онлайн-МВА составляет 29% по сравнению с 123% для 15 лучших full-time программ MBA в глобальном рейтинге MBA 2021 года. Это отражает демографический профиль студентов. Студентам, обучающимся на очной программе MBA, как правило, чуть больше 20 лет, и они могут быстро продвигаться по службе. Студенты онлайн-MBA с большей вероятностью будут в возрасте от 30 до 30 лет и старше, поэтому их зарплата, скорее всего, близка к плато.
Для таких студентов, которые совмещают семейные и профессиональные обязанности, гибкость и более низкая стоимость обучения являются большими преимуществами онлайн-формата . Выпускники сообщают, что школы хорошо справляются с предоставлением материалов и сдачей экзаменов в режиме онлайн, в то время, как командная работа и взаимодействие с другими студентами оцениваются хуже.
Сообщества выпускников онлайн-MBA также имеют более низкий рейтинг, чем для full-time MBA. Один из выводов заключается в том, что, хотя большинство выпускников учились исключительно в интернете, те, кто участвовал в программах «смешанного» формата с оффлайн-общением, в дальнейшем, вероятно, добились большего карьерного роста: чуть более 24% выпускников «смешанного» формата сообщили о значительном прогрессе в карьере по сравнению с чуть более 17% выпускников онлайн-MBA.
Рейтинговые школы показали хорошие результаты по ряду преподаваемых предметов: в течение последних пяти лет выпускники неизменно высоко оценивали общий менеджмент и организационное поведение. Обучение по направлению финтех и электронной коммерции получило более низкие оценки, равно как и ИТ, хотя это сектор, в котором работает большинство выпускников».
Как мы видим на примере 15 лучших бизнес-школ мира, имеющих программы online-MBA, все показатели, имеющие отношение к очному общению выпускников, лучше у выпускников программ, имеющих очную компоненту. Что, разумеется, было заранее очевидно.
Хотел бы предвосхитить поверхностный вывод, который наверняка сделают представители отечественной онлайн-образовательной индустрии о том, что представленные результаты не очень далеки друг от друга и, в принципе, можно считать их равными. Во-первых, нужно иметь в виду, что это — срез по пятнадцати бизнес-школам. А во -вторых, уровень качества отечественных онлайн-бизнес-образовательных структур пока еще несравним с вышеупомянутыми представителями мирового бизнес-образования.
по материалам FT
Михаил Селезнев
FT, MBA.SU