После занятий на МВА, когда группа отмечала ещё и 8 марта: мужчины хлебосольностью и цветами поздравляли девушек группы! — непроизвольно разгорелась дискуссия. Что для стратегии важнее: диагностический и аналитический ИНСТРУМЕНТАРИЙ или «светлая стратегическая догадка»? По принципу: инструменты это наше всё! Или важнее кругозор и суть дела? — и тогда возникнет озаряющая ДОГАДКА.
Ведь успех «Зары» — это догадка, успех «ИКЕА» (не мебель в готовом виде, а дешевый конструктор) — это догадка, успех «Зума» и И.Маска — это тоже догадки!
В этом плане диагностический инструментарий, вещь не лишняя, но он находит всего лишь отклонения от «лучшего опыта» или от «стандарта» и только! — И тогда фирма, выполнившая диагностику, в лучшем случае поднимется до «планки лучших», или до «стандарта», но никогда не превзойдет этих значений. «Идущий след-в-след никогда не перегонит впереди идущего»!!!
Те же, кто активно используют аналитических инструментарий, очень часто заполненные SWOT и PESTEL в результате имеют, но вот светлых фундаментальных мыслей (кроме как из слабых сторон — нужно сделать сильные) не находят! Аналитический инструментарий (АИ), конечно, полезен: есть что в избытке показать начальству. Но, по существу, если АИ с самого начала не разворачивать на поиск принципиальных догадок, то толку он него маловато! SWOT-анализ не приведёт к идеям «Зары»!))
Более густые догадки нужно искать в шаблонных «моделях прибыли», и в расширении кругозора (и тогда у вас появится «аэрофлотовское яблочко»: как смесь надутого пакета из пластика, газовой смеси, самого яблочка и имеющихся в продаже приборов для надува — месяцами сохраняющего свежесть только сорванного плода!)
«Цепочка добавленной стоимости» (ЦДС) уходит в прошлое. Новое теперь — это «Мастерская добавленной стоимости»! Задумайтесь над этим!
Александр Сазанович, доктор технических наук, профессор, бизнес-тренер, бизнес-консультант