Здравствуйте!
Рассматриваю варианты МВА среди топовых российских школ. На выбор влияют два существенных условия: дефицит времени (соответственно приоритет отдаётся смешанным программам с существенным дистанционным компонентом) и нацеленность в большей степени на создание бизнеса. Если с первым всё более-менее понятно: хороших смешанных программ в России можно перечислить по пальцам одной руки, то определить второй критерий довольно сложно, а он важен. Бизнес-школа, по моему мнению, должна в первую очередь учить именно бизнесу, и только потом администрированию, управлению, и другим компетенциям менеджера. Диплом менеджера СЗАГС (теперь входит в РАНХиГС) уже есть, но из всего нашего потока обучавшихся в бизнес ушли единицы, и не факт, что благодаря образованию. Есть ли информация о лидерах «практической направленности» среди бизнес-школ? О школах, с наименьшим количеством «профессиональных преподавателей» и наибольшим процентом бизнесменов? Вопрос связан с усталостью от теоретических изыско
Виктор
Добрый день! Начнем с того, что бизнес-школы, в первую очередь, предназначены для подготовки менеджмеров средних и крупных компаний. В этом качестве они и появились изначально. Целенаправленная подготовка предпринимателей сложна тем, что предпринимателем может быть далеко не каждый (по разным оценкам, таких от 2 до 6%). Первично качества предпринимателя — энергия творчества, восприимчивость к новому, смелость и склонность к риску — от природы. Вот если Вы приходите в бизнес-школу уже имея за плечами опыт успехов и неудач в качестве предпринимателя, обучение идет на пользу, т.к. дает необходимую систему знаний. Если Вы хотите стать предпринимателем, только посещая занятия и мастер-классы известных предпринимателей, это ничего не даст.
Проценты предпринимателей-практиков подсчитать невозможно, т.к. численность и качественные характеристики преподавателей в бизнес-школах постоянно меняются. Но это и не нужно, поскольку главное в бизнес-образовании — Вы, Ваш практический опыт и амбиции.
К тому же, «профессиональный преподаватель» в нормальной бизнес -школе — это человек, который помимо глубокого знания предмета, имеет обширную консалтинговую практику и поэтому может организовать материал на основе решения практических проблем бизнеса. Именно у таких консультируются успешные бизнесмены. Внимательно читайте резюме препеодавателей.
Большое заблуждение, что «профессиональные бизнесмены» в роли преподавателей обязательно «научат бизнесу», дадут какие-то особые, эксклюзивные знания. Проведут интересный мастер-класс — да, воодущевят, вдохнут веру в себя — да. Но раскроют все свои фишки — нет, конечно. Талантливый бизнесмен много делает на интуиции, а многих вещей из опыта не раскроет никогда. Как правило, они и не выступают в роли регулярных преподавателей, т.к. эта деятельность им неинтересна, да и времени нет. И часто не могут ничему научить, т.к. не обладают методологией передачи знаний. Ведь научить — не значит просто рассказать несколько историй об успешных бизнес-операциях.
Оценки выпускников программ МВА по ряду параментов, в т.ч. по практикоприменимости знаний — см. https://www.mba.su/learning_parameters/