Руководителям и ведущим менеджерам всегда необходима самая свежая информация из мира бизнеса. Они должны знать все тонкости и нюансы именно своей работы, своей специализации, чтобы успешно «двигать» компанию вперед. Однако существует и глобальная, фундаментальная часть, необходимая всем, кто выбрал для себя не самый простой путь российского управленца. Без которой не могут успешно использоваться даже самые узкоспециализированные знания. Это владение основами менеджмента.
Курсы по менеджменту составляют основную часть практически всех российских программ MBA. Общий менеджмент очень редко выделяется отдельной специализацией. Это, своего рода, отправная точка, без которой, наверное, и самой программы MBA просто бы не стало.
Менеджмент — это именно те знания, которые необходимы для практического успешного управления. Грамотный менеджер умеет не только руководить компанией или ее подразделением, но и управлять собой и рационально использовать ресурсы, которыми обладает, — и материальными, и человеческими.
Менеджмент — общее понятие, внутри которого выделяется масса отдельных специализаций — финансовый, стратегический, корпоративный, спортивный, менеджмент индустрии гостеприимства, туристический…
Программа General MBA ставит своей целью воспитание и обучение современного руководителя. В таких программах общий менеджмент обязательно является базовой дисциплиной, на изучение которой отводится порой наибольшее количество часов. Ведь, изучая факультативные дисциплины, решая «кейсы» или выполняя дипломную работу, слушатели волей-неволей будут оперировать понятиями курса по менеджменту.
Специализированные программы MBA, будь то маркетинг, финансы, информационные технологии или что-то еще, тоже не обходятся без курса по общему менеджменту. Лишь часов изучения этой дисциплины может быть немного меньше.
Вообще, курс «Общий менеджмент» — один из базовых курсов бизнес-образования. Его задача — сформировать у слушателей основные понятия о базовых концепциях, моделях и практиках и научить системному видению основных категорий, принципов и подходов в менеджменте.
Знание общих основ вкупе с конкретной специализацией для российской действительности — насущная необходимость. Почему? Хотя бы потому, что в нашей стране очень своеобразная система повышения персонала. Вчерашний руководитель отдела закупок становится коммерческим директором, а ведущий менеджер по маркетингу вдруг занимает освободившееся место начальника по логистике, или бухгалтер возглавляет отдел продаж. В таких условиях очень важно, чтобы специалист обладал основой, стержнем, на который можно нанизывать новые знания. Хороший менеджер, вне зависимости от профиля его работы, — это человек, который решает проблемы и берет на себя ответственность. И если второму научиться не каждому удается, то справляться с трудностями в постоянно меняющемся российском бизнесе так, чтобы компания не только сохраняла прежние позиции, но и достигала новых высот, слушателей, выбирающих MBA, действительно, учат.
Профили программ
Программу MBA «Общий менеджмент» предлагает Высшая коммерческая школа. Этот курс ориентирован на подготовку руководителей и специалистов, которые в дальнейшей своей работе смогут грамотно принимать решения в сложнейших ситуациях конкуренции и повышенного риска, нестабильности и неопределенности. При разработке программы учитывался передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента, коммерции, финансов, права, маркетинга. МВА ВКШ составлена в соответствии с документом «Принципы Европейского стандарта МВА», и отвечает международным требованиям, стандартам и нормам, предъявляемым к подготовке менеджеров высшей квалификации.
И хотя программа и носит название «Общий менеджмент», в учебный план включены и дисциплины специализации. Это может быть одноименный курс «Стратегический менеджмент», «Управление российским и международным бизнесом» или «Менеджмент в коммерции», «Политический менеджмент» или «Менеджмент в индустрии гостеприимства» и др. Слушатели программы изучают среду бизнеса и научные основы бизнеса, базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, специальные и специализированные дисциплины, 30% которых они выбирают самостоятельно. Программа также включает работу над исследовательскими проектами, профессиональные стажировки и производственную практику.
Учиться в ВКШ можно очно (днем или вечером), очнозаочно, по модульной форме. Продолжительность курса — 1,5 или 2 года (в зависимости от формы обучения). Высшая школа менеджмента — структурное подразделение Государственного университета — Высшей школы экономики. Программа МВА в этой школе, по оценкам аттестационной комиссии Министерства образования, сильная, хорошо сбалансированная, отвечающая международным стандартам. Одна из причин такой оценки — сотрудничество ВШМ с известной Школой менеджмента Крэнфилдского университета (Великобритания).
Одна из особенностей программы состоит в том, что большинство преподавателей сами являются практикующими консультантами по бизнесу. А это значит, что слушатели учатся на живых примерах из опыта российских компаний.
МВА «Общий и стратегический менеджмент» похожа на программы европейских школ бизнеса и ориентирована на подготовку менеджеров и консультантов широкого профиля, и на нужды собственников компаний и топменеджеров. В рамках программы слушатели изучают среду бизнеса, экономику для менеджеров, основы финансового менеджмента, количественные методы в менеджменте, организационное поведение, маркетинг-менеджмент. Специализированный блок «Общий и стратегический менеджмент» включает курсы «Разработка и принятие управленческих решений», «Управление организационными изменениями», «Организационная конфликтология», «Управление проектами» и др. Кроме этого слушателям предлагается выбрать для себя дисциплины специализации, например, «Антикризисное управление, управление рисками», «Сравнительный менеджмент» или др.
Программа МВА ЛИНК- «Стратегия» разработана для менеджеров-практиков, стремящихся получить высшую управленческую квалификацию международного уровня. Основа программы — курсы Открытого Университета Великобритании. Обучение включает четыре блока: базовый, специализаци, стратегический и английского языка. Первый дает базовые знания и навыки в области финансового менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента, необходимые для дальнейшего понимания программы. Этот блок может быть пройден, например, изучением программы «Менеджер-профессионал». Этот курс разработан с учетом изменений, происходящих в мире современного менеджера, и обеспечивает поддержку его деятельности в новых условиях. Особое внимание уделяется вопросам управления информацией (около 20% занятий направлено на развитие навыков групповой работы в виртуальной среде), вопросам создания систем управления качеством, даны основы бренд-менеджмента. Программа содержит ряд наиболее современных управленческих теорий, например, идеологию лидерства, теорию управления различиями и конфликтами, концепцию удовлетворения потребностей «заинтересованных сторон».
Полуторалетняя программа MBA ВШМБ АНХ обеспечивает широкий выбор специализаций (стратегический менеджмент, управление финансами организации, внешнеэкономическая деятельность, маркетинг, малый и средний бизнес…) и обучение по индивидуальным планам на основе предложения около 50 курсов по выбору. Программа MBA, как и во многих других школах, состоит из четырех блоков: базовые, специальные, специализированные дисциплины и предметы по выбору. Сначала слушателей знакомят с макро- и микроэкономикой, проблемами развития экономики России на современном этапе, современными информационными технологиями, основами маркетинга и менеджмента и т.п. Специальные дисциплины разделены с учетом будущей специализации. Например, те, кто выбирает «Стратегический менеджмент и предпринимательство», будут обязательно изучать анализ формирования конкурентных стратегий, инвестиционные стратегии, корпоративное управление, реструктурирование предприятия, организационное проектирование, основы предпринимательства. Среди дисциплин по выбору — практика управления персоналом в системе эффективного менеджмента, сравнительный менеджмент, развитие малого и среднего бизнеса, безопасность бизнеса и др. В ВШМБ АНХ на дневном отделении можно пройти программу MBA «Менеджмент — Международный бизнес».
Миссия программы MBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ — подготовка профессиональных управленческих кадров, предпринимателей и менеджеров нового стиля мышления, которые будут не только понимать особенности рыночной экономики, но и владеть знаниями и навыками, необходимыми для подготовки, принятия и реализации эффективных управленческих решений. Изучение базовых профессиональных дисциплин по всем функциональным разделам менеджмента — основа программы. В ходе курса «Общий менеджмент» изучаются основные принципы управления, связующие процессы и функции: планирование, организация, руководство, контроль. Программой предусмотрено активное изучение и практическое освоение зарубежного и отечественного опыта делового администрирования.
Хорошую подготовку по менеджменту вы получите и выбирая программы MBA, предлагаемые ВШБ МГУ, Всероссийской Академией Внешней Торговли, Магистратурой МЭСИ, ММВШБ «МИРБИС», Институтом международного бизнеса «Классическая Бизнес-школа». Просматривая учебный план, не забывайте, что фундамент вашего будущего образования — базовый курс «общий менеджмент».
Мария Степаненко
Обучение в России №2 (22), 2004