В недавнем интервью сайту объединения менеджеров один из коллег по «цеху» бизнес-образования сообщил, что его бизнес-школа в запросах слушателей фиксирует «смещение фокуса с soft skills на hard skills». Нам эта информация показалась интересной, в том числе, и как повод поговорить о том, как меняются запросы слушателей в 2022-2023 г.
Расхожий тезис о том, что кризисные периоды должны вызывать бОльший интерес к методикам и технологиям, в ущерб мягким навыкам, представляется несколько сомнительным. Бесспорно, основой программы МВА исторически составляют hard skills, но с 2005 года, когда AACSB International призвала к включению в программы бизнес-школ большего количества коммуникативных, лидерских и межличностных навыков, появился блок soft skills, который по всеобщему мнению является важнейшим.
Представляется — хотя вопрос, возможно, дискуссионный и все зависит от установок и ресурсов конкретной бизнес-школы — что значимость и объем обучения soft skills не может снижаться за счет увеличения объема преподавания hard skills. Тут как баланс не поддерживай, чего-то больше, а чего-то меньше. Более того, возможно, он даже должен увеличиться во время непростых экономических ситуаций поскольку именно в такие моменты критически возрастает коммуникативная и лидерская роль руководителя.
Большое число исследований показывает, что социальные навыки, также называемые «критическими навыками», необходимые для эффективного общения, решения проблем, сотрудничества и организации, становятся все более важными для успеха.
Согласно результатам опроса работодателей Financial Times, наиболее желательными для работодателя являются следующие качества кандидата:
- способность оказывать влияние на других
- стратегическое мышление
- драйв и стабильность
- способность работать в команде
- способность работать с разными типами людей
- способность решать сложные проблемы
- умение расставлять приоритеты
- способность строить поддерживать и развивать социальные сети
- умение обучать других, быть внутренним коучем для подчиненных
- умение анализировать big data
- умение эффективно управлять своим временем
В отчете об исследовании отмечалось, что пять наиболее важных навыков были не основными предметами MBA, такими как финансы и маркетинг, а качествами, или т. наз. навыками межличностного общения. Исследования показывают, что существует довольно большой рызрыв между навыками и умениями, которые, по мнению работодателей, являются важными и их удовлетворенностью существующими качествами у собственных менеджеров. И наибольший разрыв наблюдается как раз в части soft skills, которые многие бизнес-школы считают менее важными.
Из практики известно, что довольно большое число менеджеров, поступивших на МВА, поначалу полагает, что им нужны исключительно знания, ведь каждый из них довольно успешен в своей деятельности. А тратить время на «лирику» (soft skills) многие из них считают излишним. Однако уже первые деловые игры в стенах бизнес-школы показывают, что эта сторона искусства управленца хромает у многих. Более опытные слушатели программ Executive MBA приходят в бизнес-школу, во-многом, для того, чтобы подтянуть именно soft-skills, поскольку собственные hard skills уних не вызывают особых вопросов.
Ряд коллег высказали свое мнение о росте значения soft skills, описывая тренды 2023 года в декабрьской статье РБК. Вот они:
«Значимым трендом, вытекающим из особенностей непрогнозируемого и турбулентного состояния бизнес-среды, по мнению Маргариты Перепелицы [декан Центра международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС (бренд Кingston/ РАНХиГС) — прим. моё] станет концентрация на вопросах взаимодействия психологии и бизнеса, стрессоустойчивости лидеров, способностей к построению успешных команд для решения оперативных и стратегических задач, умению выстраивать правильные коммуникации с сотрудниками, партнерами. С этим согласен Федор Федоров, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС. Он предвидит дальнейшее усиление роли мягких навыков в MBA-программах: тайм-менеджмент, практики развития креативного мышления, критическое осмысление управленческих решений. В МИРБИС эти темы, по словам Федорова, пронизывают не только программы, но и дополнительные мероприятия (мастер-классы, конференции и другие)».
Мы решили подробнее спроcить у руководителей бизнес-школ о том, наблюдают ли они в запросах слушателей смещение фокуса с soft skills на hard skills и о том, что их слушатели считают наиболе важным в программе МВА.
Директор Бизнес-школы УрФУ Лариса Малышева:
«Особой смены фокуса я не наблюдаю. Как обычно, одним нужны методы удержания и вовлечения персонала, другим — стратегия, третьим — масштабирование в условиях госзаказа, четвертым — финансы, макроэкономика и т.д. Всегда ценятся лучшие практики, доведенные до принципов и инструментов, конкретика, рабочие концепции и бизнес-модели, алгоритмы и технологии.Как обычно, нужны границы применимости для любых концепций. Например, конвейер Форда отлично подходит для масштабирования в условиях госзаказа, а бирюзовая организация актуальна для поиска идей и НИОКР, а в других случаях вредна… И т.п.»
Директор Высшей школы бизнеса ГУУ Алла Канке на вопрос какие курсы программы МВА сейчас наиболее востребованы слушателями, отвечает:
«На этот вопрос очень хорошо отвечают выпускники, члены нашего МВА клуба. В первую очередь, они желают заново прокачать soft skills. Тем более, что все наслышаны о новых вариантах содержания этого блока и новых преподавателях. Это, я бы сказала, абсолютно другое понимание софтов, некая «высшая математика», порой сложная, но безумно интересная. Происходит не просто активация потенциала лидераруководителя, как оператора хаотического мира, но дается инструментарий для управления и развития различных параметров мышления (продуктивность, креативность, визуализация, интуиция, системность, критическое мышление и др.).
Наши выпускники с удовольствием посещают и hard дисциплины программы МВА (общий и стратегический менеджмент, финансы, УЧР), прекрасно понимая, что качество и уровень этих обязательных дисциплин несколько раз пересмотрен и актуализирован».
Директор программы МВА ИБДА РАНХиГС Вероника Коцоева говорит:
«Конечно, во все времена сохраняется запрос на развитие коммуникативных навыков, что вполне понятно — человек, который не умеет коммуницировать с самыми разными людьми, вряд ли сможет быть успешным руководителем. Поэтому устойчивый интерес к — управлению конфликтами, умению вести переговоры, лидерству и т.п. Но коммуникативные навыки развиваются не только во время прохождения этих курсов.
На протяжении всей программы с самого начала, с тренинга по «Формированию команды», на разных курсах слушателям приходится участвовать в командной работе, обсуждениях, подготовке презентаций, деловых играх. Все это, безусловно, способствует развитию умения взаимодействовать, договариваться, сотрудничать. В наше динамичное время, в условиях стрессовых изменений, конечно, привлекают внимание — управление изменениями и стресс-менеджмент, гибкие технологии управления, agile, стратегия голубого океана, стартап-проекты. Стремление к поиску новых идей для бизнеса, развитию предпринимательского мышления — еще одна насущная потребность.».
С этими и другими мнениями руководителей бизнес-школ по наиболее востребованным курсам программы МВА можно ознакомиться в разделе «Статьи и мнения»
Сергей Мухин, MBA.SU
MBA.SU