Можно долго спорить о слагаемых качества российских программ на степень магистра бизнес-администрирования (Master of Business Administration, MBA). Одним из показателей их уровня является выбор учебников и дополнительных учебных материалов, используемых школой. Казалось бы, это все малозначащие детали. Но нет, не скажите.
Для отечественных программ, всерьез нагруженных теорией, подбор учебных материалов играет заметную роль. Особенность наших вечерних МВА заключается в том, что студенты напряженно трудятся, поэтому имеют крайне мало времени для самостоятельных занятий. Чтобы получить максимум эффекта от этой работы, бизнес-школа должна серьезно подойти к выбору базового учебника и поработать над качеством дополнительных материалов (ксерокопии статей, примеры, упражнения, «кейсы» и пр.), которые выдаются на руки студентам.
Как правило, ведущие школы могут предложить в дополнение к учебникам эксклюзивные подборки материалов объемом в несколько сотен страниц. Преподаватели формируют их, исходя из задач курса, а потом периодически обновляют. «По всем дисциплинам слушатели нашей программы МВА получают раздаточный материал. Преподавателями института разработаны уникальные авторские комплекты рабочих тетрадей, включающие в себя опорный конспект лекций, схематичный материал, кейсы для анализа и обсуждения задачи и прочее», — говорит начальник отдела маркетинга Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Татьяна Иванищева.
Многие школы в своей рекламе делают особый акцент на качестве и объеме подобных материалов. Мол, они выверялись годами и столь уникальны, что формируют особое конкурентное преимущество. Например, очень гордятся своими материалами в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ. В Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, по свидетельству ведущего специалиста одногодичной программы «МВА: профессиональная специализация» Таибат Айгумовой, объем дополнительных материалов составляет около 4000 листов в год. «Это приблизительно 60% от общего объема литературы по программе», — говорит она. В МИРБИС, по словам Татьяны Иванищевой, эта цифра доходит до 65%.
Студенты Международного института менеджмента «ЛИНК», обучающиеся по программе МВА британского Открытого университета (Open University), на каждый полугодовой курс получают в собственность комплект учебных материалов в объеме 800-1500 страниц плюс несколько компакт-дисков, а на некоторых курсах — еще аудио- и видеоматериалы. «До 80% — это интерактивные учебники. Так, все студенты программы МВА получают справочник MBA Handbook. Study skills for managers. На специализированных курсах используют еще и монографии, например, книгу Роберта Гранта Contemporary Strategy Analysis для курса «Стратегия»», — говорит начальник Отдела маркетинга «ЛИНК» Виктор Орехов. Кроме того, студенты ЛИНК имеют доступ к пособиям и конференциям на учебных сайтах.
Школы настойчиво рекомендуют выпускникам сохранять учебные материалы, чтобы было по чему потом освежать знания. Иногда ситуации, описанные в «кейсах», дают хорошую почву для принятия решений по встающим перед студентами в реальной жизни проблемами. Примеров можно привести массу.
Итак, до сих пор качество программы во многом определяется объемом и подбором пакета учебных материалов. Правда, ситуация начала меняться. Сейчас вышло такое количество переводных учебников, что необходимость и дальше тратить столько сил на создание собственных отпадает. Ассортимент выпускаемых изданий позволяет в основном решить задачи по самостоятельной подготовке в рамках любого курса программы. Особенно если учесть, что большинство западных пособий имеют комплексную структуру, включающую мини-кейсы, упражнения, примеры и пр.
При этом большинство школ не собираются совсем отказываться от материалов собственного производства. Хотя бы потому, что они учитывают российскую специфику, которая пока остается за бортом 95% переводных трудов. Кроме того, она позволяет приблизить теорию, изложенную в переводных изданиях, которые в массе своей написаны не вчера, к стремительно меняющейся бизнес-действительности: заниматься на жизненных примерах гораздо интереснее как преподавателям, так и слушателям.
Названия базовых учебников не особо афишируются (к примеру, вы не найдете их на сайтах школ). В основном бизнес-школы используют проверенные западные учебники, выдержавшие на родине несколько переизданий. Правда, у них есть свои минусы: иногда к моменту выхода на русском они уже слегка устаревают, да и качество переводов в ряде случаев «хромает». Российские учебники тоже используются, но пока на вторых ролях. Это понятно: в теории бизнес-администрирования наша страна пока не очень сильна. Хотя есть авторы, которых бизнес-школы уважают (например, признанный теоретик и практик управления персоналом Станислав Шекшня).
Нередко преподаватели пользуются ксерокопиями «кейсов» из различных учебников, в дополнение к основному. По свидетельству многих профессоров, именно подбор «кейсов» для курса является основной проблемой. При этом не все школы соблюдают установленные нормы (к примеру, в США допускается бесплатно копировать не более 10% любого издания). Единственный легальный выход — закупка «кейсов» Гарвардской бизнес-школы, признанного поставщика такого рода материалов для всех учебных заведений мира.
В случае с совместными программами выбор учебников продиктован требованиями вуза-партнера, выдающего диплом. «Мы должны пользоваться теми же базовыми учебниками, что и наши американские партнеры в California State University Hayward, — отмечает старший научный сотрудник Института бизнеса и экономики (ИБЭ) Светлана Авруцкая. — Каждый наш студент изучает 22 предмета, соответственно, столько же и основных учебников. По некоторым дисциплинам используется несколько дополнительных изданий». Та же ситуация наблюдается и в Университете «ТУРО». Большинство задействованных здесь учебников датированы максимум 2000 годом. В частности, книги Kenneth C. Laudon/Jane P. Laudon. Management Information Systems: organization and technology in the networked enterprise; J.Paul Peter/James H. Donnelly Jr, A Preface to Marketing Management и другие.
Если используется большое количество дорогих западных учебников, как правило, школы создают собственную компактную библиотеку. Так сделали в ИБЭ, хорошей библиотекой располагает Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), которая имеет совместную программу МВА с Кингстонским университетом (Kingston University, Великобритания). В учебно-методическом кабинете ВШМБ собрано порядка 50 наименований учебников, причем в достаточном количестве. Как правило, библиотеки постоянно обновляются: устаревшие издания изымают, взамен закупаются новые.
Так что фраза в объявлениях о приеме «Слушатели обеспечиваются базовыми учебниками и материалами, специальной литературой» имеет под собой реальную почву.
Выбирая бизнес-школу, обязательно обратите внимание на качество предлагаемых учебных материалов. А его характеристикой, как считают в ВШМБ, может служить соответствие содержащейся в них информации современным требованиям и возможность ее применения на практике.
Мы надеемся, что вы сделаете выбор, о котором впоследствии не пожалеете.
Как оценить учебные материалы при выборе бизнес-школы?
1. Получите полный список используемых школой базовых учебников по основным курсам.
2. Полистайте эти книги (в магазине, библиотеке), постарайтесь составить представление о качестве, актуальности, полноте изложения материала.
3. Попробуйте определить, в какой мере они отражают современное состояние науки и практики по данной дисциплине.
4. Удостоверьтесь в качественности исполнения схем, графиков, слайдов и пр.
5. Проанализируйте, насколько она корреспондирует с базовым учебником, монографией и периодическими изданиями.
Основные учебники, применяемые на программах МВА в российских бизнес-школах
— Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М., «Бизнес-книга», 1995.
— Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. Пер. с англ. СПб, «Питер», 1998.
— Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс. Пер. с англ. М., «Альпина», 2000.
— Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. М., «Дело», 1992.
— Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М., «ИНФРА-М», 1999.
— Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. О. И. Лаврушина. М., «Финансы и статистика», 1998.
— Бусыгин А.В. Предпринимательство. Осн. курс. Учебник для вузов. М., «ИНФРА-М», 1997.
Андрей Буховцев
Журнал STUDY IN, май, №5, 2003