В этом году Народному рейтингу российских бизнес-школ исполняется 15 лет, а порталу «МВА в Москве и России» (mba.su), который является его организатором, — 20. В течение этих лет Народный рейтинг, непосредственно основанный на оценках выпускников, является одним из объективных индикаторов состояния отечественных флагманских программ бизнес-образования — программ МВА и Executive MBA. Именно они, как наиболее концептуальные и сложные, определяют лицо бизнес-школы.
Отечественное бизнес-образование вступило в очередную фазу своего развития, обусловленную кардинальными экономическими, политическими и технологическими изменениями последних лет. К долговременным основным трендам на дальнейшее повышение качества обучения на программах МВА, повышение их актуальности и практикоприменимости полученных знаний, добавились новые, связанные с вопросами цифровой трансформации и поисками новых образовательных партнеров на новых рынках. Продолжается сближение бизнес-школ с бизнесом, чей менеджмент все активнее участвует в процессе обучения в качестве преподавателей и экспертов. Продолжаются попытки интеграции наиболее «горячих» вопросов и проблем бизнеса в программы МВА, поиски наиболее эффективных форматов обучения.
Бизнес-образование — сложная система, включающая большое число факторов, отражающих всестороннюю деятельность бизнес-школы по организации учебного процесса на МВА, деятельность самого слушателя таких программ и эффективность группового окружения. Оценить влияние каждого из этих многочисленных факторов на результат обучения очень сложно. Можно считать число остепененных преподавателей в бизнес-школах, число написанных ими книг или проведенных исследований, число студентов из разных отраслей или подсчитывать, в каких из тех или иных списков топ-компаний работают выпускники (т. наз. «фактор Forbes») — все это имеет весьма опосредованное отношение к реальному качеству обучения на программах МВА и Executive MBA.
Поэтому в основу Народного рейтинга заложен бизнес-ориентированный подход, ставящий в главу угла удовлетворенность клиента обучением и его результатами, замеряемая с лагом в два-три года после окончания МВА, когда опыт обучения осознан и проанализирован ими в полной мере.
В опросе выпускников МВА и ЕМВА в 2024 году участвовали 1290 человек, проходивших обучение в 35 бизнес-школах из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока, которые представляют практически весь национальный рынок программ MBA и EMBA. В опросе участвовали выпускники программ MBA и Executive MBA, имеющих разную стоимость — от недорогих онлайн — до премиальных очных программ.
Коллективный портрет участника опроса
Социально-демографические характеристики опроса следующие. Две трети (77%) выпускников-участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 20% — руководители среднего звена управления и 3% — линейные менеджеры и специалисты. Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25-29 лет (4%), 30-35 лет (19%), 36-40 лет (35%), 41-45 лет (28%), 46-50 лет (12%), свыше 50 лет (2%). Две трети (63%) выпускников-участников опроса составили мужчины, чуть больше трети — женщины.
Оценка эффективности обучения
Выпускников просили оценить эффективность своего обучения на МВА с точки зрения, соотнеся потраченное на обучение время, усилия и финансовые затраты с полученным результатом. «Менее, чем ожидалось» — так оценили эффективность обучения 3 процента опрошенных, «в целом эффективно» — 32%, «эффективно в высокой степени» — 63% , и одному проценту опрошенных обучение ничего не дало.
Эти цифры, конечно, отражают общую картину, и различаются для разных бизнес-школ. Например, для бизнес-школ из первой пятерки нашего рейтинга оценки эффективности следующие: «эффективно в высокой степени» — 65-75% ,«в целом эффективно» — 25-28%, «менее, чем ожидалось» — 0-2% и «ничего не дало» — 1%.
«Это было забавное путешествие, развитие со всех сторон»
Обычно бывает очень трудно односложно ответить на вопрос, что является главным результатом обучения на МВА. Как правило, этот результат многоплановый, не сводящийся к одному показателю. Знания и навыки, но только ли они? Вот, как выпускники МВА описывают результаты своего обучения:
- «знания, навыки, переосмысление бизнеса, благодаря обучению я решился и закрыл направление бизнеса, которое забирало много моего времени и не приносило дохода и запустил новое направление, которое приносит, на сегодняшний день в десятки раз больше прибыли, оно более перспективное и глобальное».
- «изменение взглядов на вещи в жизни, как в профессиональной области, так и в личной»
- «личная перезагрузка»
- «открыла бизнес»
- «очень мощный рост профессиональных знаний и навыков. На данный момент ищу новые проекты в консалтинге»
- «повышение своего личного статуса внутри компании»
- «трансформация мышления, структурирование имеющихся знаний и навыков, расширение кругозора, самопознание»
- «уверенность в себе и опыт английского»
- «укрепление навыков, новые знания, толчок и инструменты к росту оборота бизнеса»
- «в процессе обучения и благодаря ему я переехал из Екатеринбурга в Москву, поменял компанию и должность»
- «другой уровень мышления, выход на новые управленческие роли»
- «желание развиваться далее, не останавливаться на достигнутом»
- «мотивация на саморазвитие, смена вида деятельности»
- «огромная сеть профессиональных контактов»
- «работодатели охотнее рассматривают резюме за границей»
- «систематизация знаний, возможность общения с людьми»
- «уволился из компании и запустил свой бизнес»
- «это было забавное путешествие, развитие со всех сторон».
Как видно, вариантов бесчисленное количество. Если, тем не менее, обобщить то главное, что дало бизнес-образование, то результаты будут следующими:

Изменение в карьере после МВА
Один из основных показателей любых образовательных рейтингов — карьерный рост выпускника. И хотя он необязательно должен повышаться во всех случаях (например, у слушателя-собственника бизнеса его нет), на него всегда ориентируются, когда речь заходит о качестве обучения на МВА.

Как видно из диаграммы, половина менеджеров среднего звена повышает свой должностной статус, переходя на следующую ступень карьерной лестницы и становясь менеджерами высшего звена, или даже переходя в категорию собственников бизнеса. Число последних растет за счет перетока из всех категорий наёмных менеджеров.
Рост дохода после МВА
Почти три четверти выпускников сообщили о росте своего дохода в течение двух лет после окончания МВА и ЕМВА. Вместе с этим, опрос показал, что у каждого пятого-шестого выпускника рост дохода отсутствовал.

Однако было бы ошибкой рассматривать этот факт, как приговор МВА – рост дохода может проявиться и позже. Кроме того, на статистику влияет массовый переход наемных менеджеров в собственники бизнеса, который на старте чаще всего не приносит прибыли.
Средние значения роста дохода выпускников МВА 2021-2022 годов чаще всего находятся в пределах 40-60 процентов, в то время как медианные значения роста дохода в полтора-два раза ниже. Это — свидетельство разного успеха выпускников; в любой группе всегда найдется несколько человек, которым удалось увеличить свой доход на 150-250 или даже 400 процентов на фоне более скромных достижений остальных.
Высокий процент рекомендаций
Значительное число бизнес-школы публикует высокие цифры рекомендаций к обучению от своих выпускников — до 90 процентов и выше. Скептики объясняют такие цифры рекламным ходом, желанием привлечь новых студентов, и напоминают, что за «друга» полагаются скидки по оплате обучения, доходящие до 10 процентов. Тем не менее, у хороших бизнес-школ действительно высокий процент рекомендаций. Наш опрос дает следующие цифры: обязательно порекомендуют свою бизнес-школу друзьям и коллегам 70,1 процента выпускников, с 75-процентной вероятностью порекомендуют 20,6 процента выпускников, с 50-процентной вероятностью порекомендуют — 6,1 процента выпускников, и с 25-процентной вероятностью порекомендуют свою бизнес-школу 3,2 процента выпускников.
XV Народный рейтинг российских бизнес-школ — 2024
Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.
Методика расчета
Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
Критерии оценки:
- рост дохода в течение двух–трех лет после окончания обучения
- карьерный рост после получения степени МВА/EMBA
- уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе
- уровень личного и профессионального развития
- влияние обучения на развитие бизнеса.
Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы):
- рост дохода и карьерный рост — 1,0
- личное и профессиональное развитие — 0,67
- деловые связи — 0,33
- влияние обучения на развитие бизнеса: 1,0 для топ-менеджмента и собственников бизнеса; 0,4 – для менеджмента среднего звена; 0,2 – для линейных менеджеров
Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-¬школы и последующего влияния критерия на результат от обучения, а также степенью влияния менеджеров разных уровней на бизнес-результат.
Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:
где:
R — оценка роста дохода
С — оценка карьерного роста (для наёмных менеджеров)
F — оценка личного и профессионального развития
В — оценка деловых связей
DT – оценка влияния обучения на развитие бизнеса топ-менеджеров
DM- оценка влияния обучения на развитие бизнеса менеджеров среднего звена
DL — оценка влияния обучения на развитие бизнеса линейных менеджеров
N — количество анкет
- Руководители ведущих бизнес-школ в комментариях к Народному рейтингу бизнес-школ-2024
- Оценка эффективности обучения на МВА в оценках выпускников российских бизнес-школ (2024)
- Влияние обучения на МВА на развитие бизнеса в оценках выпускников российских бизнес-школ (2024)
- XIV Народный рейтинг бизнес-школ 2023