Аргументы «против»
Нет необходимой школы. С главным аргументом противников российских программ МВА спорить достаточно сложно: в России нет традиций бизнес-образования и поэтому преподавателям приходится учиться практически вместе со своими студентами.
Леонид Астрин, финансовый директор ОАО «МОСМЕТРОСТРОЙ» (обладатель степени МВА программы Kellogg-Recanati Executive MBA North-Western University, США и Tel Aviv University, Израиль)
Все-таки образование — очень консервативная отрасль, и самое главное в ней — то, что называется «школа». Формирование школы MBA — это длительный процесс, и у нас он только начинается. Хорошим вариантом было бы, если бы какая-либо из ведущих западных школ начала обучать здесь по своей программе, но я о таких вариантах пока не слышал. Поэтому сегодня образование МВА лучше получать на Западе.
Татьяна Каримова, генеральный директор ООО «Воды Боржоми» (обладатель степени МВА «Финансы» школы бизнеса МИРБИС)
У нас до сих пор практически нет преподавателей, которые сочетают теоретические знания на уровне европейских стандартов и обширный практический опыт. Должна заметить, что и многие консалтинговые компании не могут похвастаться такими специалистами, о чем я сужу, посещая семинары в течение последних трех лет.
Виталий Подольский, финансовый директор ОАО «ТД «Перекресток» (обладатель степени MBA GSB University of Chicago, США)
Репутация программ МВА складывается не быстро и базируется на успехе и известности ее преподавательского состава и — главное — на успехе выпускников. Таким образом, программа МВА практически не имеет шансов стать известной за короткое время. Примером могут служить европейские школы МВА, путь которых в мировые рейтинги занял десятилетия. Осмелюсь добавить, что бизнес-образование — это прикладная наука, которая коренится в культуре и экономике страны. Поэтому трудно найти пример ведущей бизнес-школы в стране с отсталой экономикой и бизнес-культурой.
Невысокая значимость российской степени МВА для работодателей.
Из первого недостатка логически вытекает второй: по мнению многих экспертов, для работодателей российский диплом МВА не имеет столь серьезного веса, как западный.
Сергей Никаноров, финансовый директор ООО «Джойнроад»1 (Москва)
В тех компаниях, которые хотели бы пригласить на работу финансового директора со степенью МВА, речь обычно идет о западном бизнес-образовании. Поэтому целесообразность российского МВА представляется сомнительной.
Леонид Астрин
Мне кажется, что в России не имеет смысла получать образование западного образца. В России своя модель образования и своя экономическая школа. Для меня как для работодателя обычный диплом Плехановской академии или экономического факультета МГУ имеет существенно большее значение, чем выданный в Москве диплом MBA (пусть это даже будет MBA при той же Плехановской академии). А еще лучше, если человек приходит с дипломом МИФИ или МФТИ, потому что техническое образование в России действительно лучшее в мире.
Несмотря на указанные минусы, опрос финансовых директоров и экспертов свидетельствует, что аргументов за российское МВА-образование больше, чем против.
Аргументы «за»
Получение необходимых знаний. Как отмечает Михаил Хабаров, первый заместитель генерального директора ОАО «РОСНО», «часть финансовых директоров не имеют базового финансово-экономического образования и при сильной занятости российские программы МВА — неплохая возможность повысить знания по таким дисциплинам».
Топ-менеджеры, которым нужно не базовое, а более углубленное образование, также могут выбрать для себя российскую программу МВА.
Валерий Тёмкин, генеральный директор НПП «ЛЮМЕН» (обладатель степени МВА «Финансы» ВШФМ АНХ при Правительстве РФ)
Программа МВА ВШФМ содержит все, что должна содержать программа МВА бизнес-школы мирового уровня. В этом легко убедиться, просматривая западные учебники. Например, в оглавлении классического учебника Р. Брейли и С. Майерса «Принципы корпоративных финансов» я не смог обнаружить ни одной значимой темы, которую бы не преподавали в ВШФМ.
Татьяна Каримова
Обучаясь по программе МВА в МИРБИСе, я получила определенный объем знаний из пограничных с финансами областей: общего (стратегического) менеджмента, маркетинга, управления персоналом и т. п. Кроме того, мало у кого из менеджеров с 50 (60)-часовой рабочей неделей хватает времени на то, чтобы остановиться, осмотреться и подумать: «Что и как я делаю?» В условиях школы ты вольно или невольно попадаешь в такие условия, когда ничем другим заниматься не можешь, а вынужден остановиться и систематизировать свой профессиональный и жизненный опыт, который накопился за 7—10 последних лет собственной карьеры и жизни. Должна признаться, что иногда приходишь к совершенно неожиданным для себя открытиям.
Учеба «без отрыва от производства».
Важный аргумент в пользу российских МВА-программ, который высказали большинство опрошенных нами финансовых и генеральных директоров, сводился к следующему: в России бизнес-ситуация настолько динамично меняется, что очень сложно оставлять и работу, и страну на два года для получения степени МВА в западных бизнес-школах. Так, Татьяна Каримова, получившая диплом по программе МВА «Финансы» в школе МИРБИС, отмечает, что «вопрос, где учиться — в Москве или за рубежом — не стоял, поскольку я не могла оставить работу на пару лет».
Стоимость обучения. Другой существенный аргумент в пользу российских программ МВА — более низкие по сравнению с западным образованием затраты на обучение. Согласно данным самая высокая стоимость обучения по российской программе МВА с финансовой специализацией (из числа наиболее популярных) составляет 14,5 тыс. долл. США. Для сравнения: чтобы получить степень МВА в Гарварде, необходимо порядка 100 тыс. долл. США. По мнению финансового директора ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» Евгения Калабина, «то, что не надо выезжать за рубеж и нести расходы на проживание там, является очень существенным плюсом».
Не нужно знание иностранного языка. Не секрет, что многие руководители российских компаний не знают иностранного языка на требуемом уровне. Как отмечает декан Высшей школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ Елена Лобанова, «к сожалению, очень многие российские менеджеры не только не знают иностранного языка, но уже никогда не смогут его освоить. Однако они хотят получить качественное бизнес-образование, и ведущие российские бизнес-школы, в том числе и наша, дают им сегодня такую возможность».
Учет российской специфики. Многие представители компаний придерживаются мнения, что западные программы малопригодны для российских менеджеров, поскольку не учитывают российской специфики. Программы, составляемые российскими бизнес-школами, ориентированы на «особенности национального ведения бизнеса». К тому же кейсы, как правило, строятся на примерах конкретных российских компаний.
Валерий Тёмкин
Составителям «тамошних» программ не очень интересны вопросы финансового менеджмента на развивающихся рынках. А эти рынки, в том числе и российский, имеют серьезную специфику, без знания которой на них трудно работать. Эта специфика заключается в том, что большинство компаний относятся к закрытым или некотируемым, отличаются система налогообложения, бухгалтерский учет и т. п.
В программе, по которой я обучался, все это учтено и доведено до уровня методик, например методики определения ставки дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта российской некотируемой компании и цены ее капитала.
Рост уровня российского МВА-образования. О росте общего уровня российского МВА-образования свидетельствует хотя бы тот факт, что аккредитацию в Международной ассоциации программ МВА (АМВА) прошли программы МВА двух российских бизнес-школ — ИЭФ «Синергия» при РЭА им. Г. Плеханова и Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
Рассмотрим, что нужно учесть тем, кто собирается получать степень МВА в России.
На что обратить внимание при выборе бизнес-школы
По словам Елены Лобановой, выбор российских бизнес-школ, где финансовые директора могли бы пройти комплексное обучение, небольшой. Она выделяет несколько таких школ — Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, Высшая школа международного бизнеса и Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ, «Синергия», МИРБИС, Институт проблем управления новой экономикой при ГУУ им. С. Орджоникидзе и Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ, деканом которой она является. Понятно, что госпожа Лобанова — лицо заинтересованное. Однако ее «рейтинг школ» совпал с мнением опрошенных нами финансовых директоров. Чем же руководствоваться финансовым директорам, выбирая «лучших из лучших»?
Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга ВШМБ АНХ при Правительстве РФ
Если вы уже очертили круг бизнес-школ, из которых вам и предстоит сделать окончательный выбор, то я бы посоветовал следующее.
Выделить различия в программах. Конечно же, названия у многих программ похожие, к тому же согласно государственным требованиям на 70% они должны давать аналогичную информацию, но на 30% они отличаются, на что и следует обращать особое внимание. Причем необходимо проанализировать, насколько полно содержание программы соответствует не только вашим текущим задачам, но и обозримой перспективе.
Совершить визит в отобранные бизнес-школы. К такому визиту следует подготовиться, изучив всю необходимую первичную информацию, которую, как правило, можно получить на сайте бизнес-школы. Помните, что информация, которую вам удастся получить, во многом зависит от тех вопросов, которые вы зададите. Как правило, вам предстоит общение с администратором курса.
Чтобы получить интересующие вас сведения от преподавателей и выпускников школы, лучше всего посетить выпуск курса. О дате, месте и времени проведения такого мероприятия информацию можно получить у администрации. Думаю, что большинство бизнес-школ разрешат посетить эту церемонию своим потенциальным слушателям, во всяком случае наша школа открыта для подобных посещений.
Оценить вступительные требования, которые выдвигают бизнес-школы к студентам, чтобы понять, насколько строг отбор слушателей.
Елена Лобанова: Откровенно говоря, финансовый директор как топ-менеджер может выбрать практически любую отечественную программу МВА, потому что такая программа позволяет получить совокупность знаний по менеджменту, логистике, финансам — словом, весь традиционный набор, который дается в МВА.
К сожалению, выбор таких программ в России пока очень небольшой. По данным Российской ассоциации бизнес-образования, в России всего 20 программ МВА, которые получили государственный статус. Это мизер! Для сравнения, в маленькой ЮАР 87 подобных программ, в Германии 120, в Великобритании, образно говоря, в каждой второй деревне есть бизнес-школы, про США я и не говорю.
Российские программы МВА отражают колоссальные усилия тех, кто занят бизнес-образованием. Они принесли и приносят много пользы. К слову, за плечами американских программ более ста лет опыта, а за нашими программами — всего десять лет и ничего, кроме энтузиазма небольшой группы людей. Вывод один — у российских программ МВА все впереди, и нам предстоит много работы.
В заключение хотелось бы процитировать Алексея Ончукова, который дает универсальный совет будущим топ-студентам: «Выбирая бизнес-школу, следует помнить, что не может быть абсолютно беспроигрышного решения, как не бывает и абсолютного идеала. Поэтому необходимо проанализировать всю полученную информацию и положиться на свою интуицию».
Анна Чернецкая
журнал «Финансовый директор»