Информационные технологии сегодня — это уже не просто атрибут или часть инфраструктуры бизнеса, но мощная трансформирующая сила, совершенно преобразившая бизнес, способная обеспечить конкурентные преимущества современных организаций. В этом смысле ИТ-менеджер сегодняшнего и завтрашнего дня — это не своеобразный «официант бизнеса», но полноправный член стратегической команды компании, управляющий одним из самых дорогих и важных активов — информационными системами (и в перспективе — ее информационными и «знаниевыми» активами).
Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ) национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» реализует программу МВА в сфере ИТ, в этой стремительно развивающейся и растущей области знаний и бизнес-практики, в сфере подготовки все более востребованных и становящимися все более влиятельными специалистов.
Однако, работа на «правильном» рынке образовательных услуг — это еще не все! Особенностью работы ВШБИ является наличие собственной стратегии и определенных конкурентных преимуществ, своего уникального стиля. Об этом хотелось бы рассказать подробнее.
Особенность 1. ВШБИ — это школа, не обучающая мыслям, но обучающая мыслить! Реализация этой великой максимы Эммануила Канта в ВШБИ, связана с тем, что обучение слушателей МВА нацелено на развитие не сиюминутных и быстроустаревающих навыков и готовых решений, но фундаментальных знаний и принципов, позволяющих глубоко понимать различные контексты и формировать наиболее эффективную собственную систему решений.
Здесь нужно подобно Одиссею смочь проплыть между Сциллой незыблемых (и часто действительно устаревших) доктрин, простой ретрансляции «великих банальностей» и Харибдой обсуждения исключительно конкретных ситуаций, а обычно просто success stories от практиков бизнеса без должной концептуализации. Кончено, молодой, но быстро меняющийся российский рынок со всеми присущими ему болезнями роста, сильно отличается от бизнес-ландшафта Северной Америки или Европы (чей опыт в основном концептуализирован в виде известных моделей, изучаемых в большинстве бизнес-школ), но это свидетельствует не о необходимости «трансляции правильных практик по-русски», а о важности более творческой и глубокой концептуальной работы российских ученых и преподавателей в области менеджмента.
В ВШБИ менеджмент изучается, а вернее «выращивается» каждым обучающимся путем рефлексии и концептуализации (не трансляции) реальных ситуаций и систем решений во взаимодействии с преподавателями. Этой цели служит отказ ВШБИ от формальной аттестации по курсам (например, в виде тестов) и использование индивидуальных исследований по заданию преподавателей в контексте своей реальной деятельности.
По моему мнению, есть два пути развития компетенций:
- «низкий путь» связан с предоставлением слушателям наиболее практичных приемов решения задач, трансляцией своего опыта, изучением стандартов и «правильных практик». Логика этого пути — «делай, как предписано», логика простого переноса готовых методов решения проблемы на свою реальную ситуацию в бизнесе и жизни.
- «высокий путь» основан на идее принципиальной уникальности каждой по-настоящему сложной ситуации, на невозможности копирования «правильных практик» и связан с развитием мышления, попыткой научить системно анализировать свою уникальную ситуацию и вырабатывать свое собственное уникальное решение со своей командой, в своей компании.
В ВШБИ мы стараемся сочетать системное понимание деятельности организации в контекстах, выработку собственных уникальных решений, своей стратегии и овладение широким арсеналом «правильных практик» и «готовых решений» для максимально экономичного построения ИТ-архитектуры бизнеса. Но сама диагностика и «стратегическое рассуждение о своем бизнесе» всегда связаны именно с «высоким путем» развитого стратегического мышления. Мне нравится аналогия с работой врача, как говорил академик И.П. Павлов, «мыслящего у постели больного». Бизнес-системы не менее сложны, чем организм каждого человека и требуют именно творческой серьезной диагностики, глубокого понимания ситуации и выработки уникального «курса лечения» в том числе и с применением современных ИТ-решений. В ВШБИ любая концепция подвергается конструктивной критике и творческому переосмыслению. Вы применили SWOT-анализ, что же это — неплохой способ обобщенной субъективной оценки ситуации. Но вы всего лишь сформировали систему стратегических идей, теперь объясните конкретные ключевые факторы успеха на выбранном рынке, параметры уникального ценностного предложения для этого сегмента, особенности особенной цепочки создания стоимости, и, наконец, модель прибыли и затрат Вашей стратегии. Тогда мы начинаем говорить не на языке стратегических лозунгов и идей, но на языке модели бизнеса (так, например, строится бизнес-план). А дальше еще предстоит трансформировать модель в систему конкретных задач и измеримых показателей (по возможности сбалансированную с точки зрения нескольких стратегических перспектив), план и бюджет. Вы применяете столь модный показатель «доля рынка»? Как Вы его измеряете и что это дает для управления бизнесом? В многих случаях его сложно корректно измерить и совершенно незачем использовать особенно для управления бизнесом. На уровне корпоративных стратегий вы анализируете портфель бизнесов с помощью известной матрицы BCG. Однако вы работаете, фокусируясь в узких сегментах рынка, у вас нет преимуществ экономии масштаба и «кривой опыта». В этом случае сложно использовать логику развития бизнеса, отраженную в этой методологии, разработанной почти полвека назад для корпораций — гигантов, работающих именно с большими эффектами экономии масштаба. В ВШБИ мы стараемся научить внимательно изучать рынки на уровне детализации, соразмерном компании и задаче формирования уникальных преимуществ, мы учим управлять ростом бизнеса (при обеспечении заданного уровня прибыльности), создавая платформы для масштабирования на основе ИТ-решений (там, где это уместно).
Именно информационные технологии совершенно революционизировали бизнес, позволяя достичь небывалого сочетания детальности изучения клиентов с целью предоставления им уникальной кастомизированной ценности и масштабности их охвата. Мы видим задачу ВШБИ в формировании лидеров бизнеса цифровой эпохи, эпохи информационных технологий, полностью трансформирующих бизнес.
Особенность 2. ВШБИ ставит целью формирование новой генерации лидеров бизнеса, основанного на применении ИТ, нового поколения менеджеров в сфере бизнес-информатики — стратегов и архитекторов компаний будущего, а не провайдеров ИТ-решений известных вендоров или знатоков стандартных решений.
Применение ИТ-решений в бизнесе сегодня — это очень широкая область деятельности разных специалистов с разным уровнем развития компетенций, как в области ИТ-решений, так и в части понимания задач и логики деятельности организации, для обеспечения результативности и эффективности которой эти ИТ-решения внедряются.
Как уже было сказано ранее, в России значительная доля компаний занимается не разработкой, а дистрибьюцией ИТ-решений (всем известные контрпримеры типа «Лаборатории Касперского» или компании «1С», пока еще менее многочисленны). Движущую роль в ИТ-индустрии играют крупные компании-вендоры (IBM, SAP, MS, Oracle и другие), заинтересованные в серьезных эффектах экономики масштаба и потому — максимальных объемах продаж «коробочных решений». Таким образом, первый уровень компетенций для работы в ИТ-индустрии — это уровень знаний конкретных решений ИТ-вендоров. К сожалению, в редких случаях сложные «коробочные» информационные решения, легко и естественно имплементируются в уникальные деятельности компаний. Как правило, требуются серьезные усилия специалистов компаний и особых консультантов (ИТ-консультантов) для адаптации «готовых ИТ-решений» к деятельности конкретных организаций. Наиболее квалифицированные ИТ-консультанты владеют компетенциями по концептуальному проектированию и управлению проектами внедрения информационных решений. Важную часть их знаний составляют знания стандартов и «правильных практик». При реализации проекта внедрения ИТ-решения чаще всего консультанты исходят не из уникальных особенностей бизнес-системы и ее окружения, а из априорных «правильных практик» («как должно быть с точки зрения стандарта»). Разумеется, это следующий уровень в развитии компетенций ИТ-специалиста и серьезный шаг вперед по сравнению с владением небольшим набором ИТ-решений и технологий. Однако данный уровень компетенций находится в рамках прескриптивного (предписывающего) подхода и не отражает уровень архитектора ИТ-системы организации, исходящего из уникальной бизнес-ситуации и уникальной стратегии компании. Разумеется, оба описанных уровня компетенций блестяще развиваются в ВШБИ.
Но для того, чтобы сделать следующий шаг в формировании стратега-архитектора современной бизнес-системы, основанной на ИТ (а не хорошего строителя, ровно кладущего стену из кирпичиков и даже не прораба, знающего особенности проекта и его ограничений) нам придется рассмотреть два фундаментальных момента.
- Во-первых, дело в том, что ИТ-архитектором бизнес-системы невозможно стать, изучая ИТ-решения и системы правильных практик, ибо ИТ-система не есть «вещь в себе» в бизнесе! ИТ-инфраструктура — это часть бизнес-системы целенаправленно формируемой для достижения целей бизнеса!
- Во-вторых, применение ИТ в бизнесе основано на формализации функций бизнеса, на гипотезе о наличии полной информации и возможности построения исчерпывающей эффективной модели бизнес-системы (например, описания бизнес-процессов). Но — это не возможно в принципе! Ибо организация — это не машина, а «социальный организм». Никогда не будет полной информации для построения исчерпывающей модели бизнес-системы. Реальные компании дополняют формальные элементы управления бизнесом участием людей в управлении, построением особой социальной архитектуры, реализующей обучение — то есть включение релевантной и актуальной информации в процесс управления. Отсюда понятна наивность руководителей, стремящихся, например, решить «все проблемы» внедрением правильной системы сбалансированных показателей (KPI) или специалистов, надеющихся «описать все бизнес-процессы» и уж тогда-то эффективно ими управлять.
В ВШБИ сразу были зафиксированы ограничения парадигмы ИТ-менеджмента и сделан упор на глубокое изучение бизнес-системы в ее контекстах. ИТ-архитектор, это специалист-стратег, системно понимающий принципы и особенности деятельности организациив в контексте факторов внешнего окружения. Конечно, такой специалист изучает и богатый репертуар правильных практик и конкретных решений. Но это «стратегическое укоренение» в основах деятельности бизнес-системы и экономике и есть ключевое отличие и конкурентное преимущество выпускника ВШБИ.
Особенность 3. У ВШБИ нет «своих» преподавателей и нет конкурентов! У ВШБИ есть свои слушатели (клиенты), для которых мы стараемся предоставить максимальную ценность!
Многие бизнес-школы всерьез озабочены конкуренцией. Они ревностно наблюдают за успехами друг друга, стараются повысить вес своего диплома путем реализации программ двойного диплома, стремясь пройти аккредитацию и получить заветные сертификаты престижных международных ассоциаций. Разумеется, такой бенчмаркинг — хорошее дело, а международная аккредитация — это всегда некое свидетельство качества. Но все же приоритетом являются отношения со своими целевыми потребителями, слушателями. Создание уникальной ценности для слушателей — это абсолютный приоритет ВШБИ, и это существенно кооперативный процесс. Отношение ВШБИ к конкурентам, другим бизнес-школам, таким образом, строится в парадигме сотрудничество-конкуренция (co-opetition), логика которой состоит в признании ценности конкурентов, вместе с нами формирующих отрасль бизнес-образования и особенно тех школ, которые следуют высоким стандартам в этой отрасли. Мы предпочитаем сотрудничать и учиться у конкурентов лучшему. Абсолютный приоритет ценности для слушателя предполагает приглашение лучших преподавателей из любых бизнес-школ (включая конкурентов), разделяющих стратегические цели и ценности ВШБИ.
С момента своего основания ВШБИ последовательно проводит политику приглашения преподавателей на основе открытого конкурса и здоровой конкуренции. Ключевой момент — это непрерывное развитие и обучение самих преподавателей, а также обновление курсов и учебных материалов. Среди нескольких критериев оценки качества деятельности преподавателя, конечно, важное значение принадлежит изучению мнения слушателей. Однако свою сверхзадачу ВШБИ видит в том, чтобы следовать не за ожиданиями и требованиями слушателей, но в том, чтобы опережать и формировать их.
ВШБИ тщательно выстроила свою уникальную программу МВА в сфере бизнес-информатики, нацеленную не на развитие навыков, полезных сегодня для российских компаний, формирующих свои ИТ-инфраструктуры в «фэшн-логике» или для дистрибьюции ИТ-решений известных вендоров, но нацеленную на развитие мышления и личности лидера бизнеса, основанного на современных информационных решениях. Об этом сегодня можно с гордостью говорить, анализируя судьбы и карьерные траектории наших выпускников, возглавляющих сегодня не только ИТ-службы крупнейших корпораций, но и сами эти компании. На сегодняшний день ВШБИ кроме своей flagship — программы МВА-IT успешно реализует 4 более короткие (годовые) программы переподготовки, развивающие компетенции в наиболее актуальных отраслях бизнес-информатики (электронный бизнес, менеджмент бизнес-процессов, информационная бизнес-аналитика и других).
Вот несколько важных особенностей, которые отличают работу ВШБИ, молодого и динамично развивающегося подразделения НИУ Высшая школа экономики. Многое сделано, но главные результаты у нас впереди!
Мы всегда открыты для любого сотрудничества и совместного созидания. Добро пожаловать в ВШБИ!
Антропов М.С., заместитель директора Высшей школы бизнес-информатики НИУ-ВШЭ