Поделиться

 

Цена аккредитации

Прошлой осенью у нас на портале было опубликовано мнение нашего колумниста Сергея Кравцова «Сколько еще бизнес-школ может аккредитовать АМВА?», содержавшее опасения, что активность АМВА по расширению числа аккредитованных бизнес-школ на российском рынке приведет к девальвации ценности самой аккредитации.

Свое мнение по вопросам, затронутым в статье, высказали эксперты бизнес-образования.

Сергей Мордовин

ректор бизнес-школы ИМИСП

«Трижды успешно пройдя аккредационные процедуры АМВА, мы ИМИСП в убедились в высоких (и растущих год от года) требованиях. Разумеется, не все аккредитованные программы одинаково хороши, но ведь и сроки и условия аккредитации различны. В любом случае более качественного аналога аккредитации программ МВА в мире мне лично пока не встречалось. Я уже не говорю о многочисленных сомнительтных самодеятельных отечественных попытках...

Есть действительно хорошие международные аккредитации CEEMAN, AACSB, EFMD..., но это не программные, а институциональные аккредитации. Поэтому их ни в коем случае и нельзя сравнивать.Что касается опасений в получении аккредитаций АМВА не слишком качественными программами (не вузами или школами), полагаю, что они не имеют под собой реальных оснований. А вот переоценка наличия аккредитации АМВА для повышения рыночной привлекательности отечественных программ МВА для клиентов очевидна».


Сергей Филонович

декан Высшей
школы менеджмента НИУ "Высшая школа экономики»

«Опасения, высказанные в статье, вполне разумные. Реализуются они или нет - покажет время. Системы аккредитации в бизнес-образовании давно стали мощным денежным насосом для организаций, их проводящих. EFMD уже почти ежегодно учреждает новые аккредитационные программы. Я не заметил, чтобы этот процесс привел к радикальному улучшению качества бизнес-образования. Что касается России, то я согласен с профессором Мордовиным: значимость аккредитации АМВА для российских бизнес-школ сильно преувеличена».


Андрей Коляда

ректор Евразий-
ской Школы Менеджмента и Администриро-
вания (Бизнес-школа EMAS)

«На мой взгляд, высказанные в статье опасения очень правильны и актуальны по сути, но несколько неверны по форме.

По сути: Задан очень правильный вопрос - все ли российские бизнес-школы выдерживают тренд на повышение качества MBA? Уверен, что большинство - да. Но, как и везде и всюду, к сожалению, бывают и исключения. К сожалению, отдельные школы не практикуют в полной мере должные подходы к качеству обучения и вместо достойной работы выдают красивую картинку. Т.е. вместо реального качества выезжают на активном маркетинге. Это плохо, в том числе и потому что вредит имиджу действительно качественных школ бизнеса, на которых разочаровавшийся клиент такой нехорошей школы зачастую распространяет своё негодование, эмоционально гребя всех под одну гребёнку.

По форме: Означает ли вышесказанное, что среди аккредитованных школ бизнеса - неважно о какой аккредитации идёт речь - есть некачественные бизнес-школы? Не означает, потому, что НАЛИЧИЕ АККРЕДИТАЦИИ (любой из известных на нашем рынке!) - ЭТО НЕ ПРО ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ! Не про актуальность образования! Не про его практическую применимость! Никакая аккредитация не гарантирует, что с дипломом аккредитованной бизнес-школы выпускник сможет построить эффективный собственный бизнес или получить впечатляющий карьерный рост.

Наличие у бизнес-школы аккредитации лишь свидетельствует о том, что с точки зрения аккредитующего органа бизнес-школа СООТВЕТСТВУЕТ НЕКОЕМУ СТАНДАРТУ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ, который видится правильным этой аккредитующей организации.

При этом НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ ТОГО, ЧТО ЭТОТ ПРОЦЕСС ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ НА РЫНКЕ, равно как и НЕТ ГАРАНТИЙ ТОГО, ЧТО ИМЕННО ЭТОТ ПРОЦЕСС ЯВЛЯЕТСЯ НАИЛУЧШИМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ конкретного студента. Именно поэтому уважающие себя аккредитующие ассоциации регулярно пересматривают свои взгляды на такие процессы, видя, что время не стоит на месте и на рынке появляются более эффективные варианты».


Юрий Тазов

президент Российской Лиги МВА

«Факт наличия у бизнес-школы мировой аккредитации, хотим мы этого или нет, является в глазах потребителя серьезным маркером качества и, в силу этого, активно используемым аргументом маркетинга. В нулевых государство отбирало самых достойных для запуска программ МВА, формируя для этой цели различные "списки". Сейчас, когда  государство устранилось от регулирования рынка бизнес-образования, а реально независимой национальной экспертизы не создано, роль индикатора качества выполняют аккредитации.

Здесь я не совсем могу согласиться со своим коллегой А. Колядой. Конечно, аккредитация - результат признания соответствия организации бизнес-образования в некой бизнес-школе стандарту, принятому в аккредитующей организации. Только нужно иметь в виду, что в отношении, например, к ассоциациям "тройной короны", это не просто НЕКИЙ СТАНДАРТ, а именно лучший на сегодня из выработанных мировым бизнес-образовательным сообществом на основе опыта нескольких десятков лет.

Конечно, аккредитация, даже даже таких грандов, как AACSB, AMBA и EFMD, не гарантирует качества бизнес-образования, каковое вообще невозможно гарантированть по определению, т.к. в процессе участвует и сам потребитель программы МВА, от способностей и усилий которого зависит почти все. Аккредитация - это как manual к сложной технике: если будешь делать, как предписано, результат с высокой степенью вероятности, будет таким-то. Главный вопрос в том, что будет делать бизнес-школа после того, как международные эксперты уехали».


MBA.SU


06.02.2018 подготовил В.Коваленко

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2018, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Закрыть окно
Ваше имя:
Ваш email: