«Мы расскажем, как заработать 500 тысяч с нуля, купить крутую тачку и даже воспитать ребенка миллионером. Только сначала дайте, дайте нам денег». Таков принцип работы российских бизнес-тренеров, которые своей риторикой и методами все больше напоминают создателей сект.
Бизнес по молодости
Молодой человек в узких брючках расхаживает с микрофоном по сцене. Он плоско шутит, травит байки о друзьях, купивших «Феррари», и лохах, у которых нет айфонов. А вообще-то должен учить аудиторию из нескольких сот человек, как строить бизнес. Из двухчасового семинара этой теме уделяется минут 20 банальностей.
— Всегда ли в бизнесе нужно брать яйца в тиски? — раздумчиво говорит он. — Нет. Но это важно на первых этапах.
Этот персонаж — 26-летний выпускник факультета политологии РГГУ Петр Осипов. Вместе с другом, 27-летним Михаилом Дашкиевым (окончил факультет политологии ВШЭ), они сумели за пару лет создать систему тренингов под маркой «Бизнес-молодость». Их незатейливые семинары собирают огромные залы в столице и регионах.
— На их сайте сказано, что они обучили, а точнее, окучили более миллиона человек. К ним идут в основном студенты, молодежь от офисного планктона, — говорит бизнесмен из Новосибирска Петр Караваев. — На семинарах «БМ» простачков уверяют, что работать «на дядю» — страшный грех, а завести свой бизнес — как два пальца об асфальт.
Сам Петр торгует стройматериалами, а его друг в 2012-м плотно подсел на «БМ»:
— Когда были в Москве, посетили их бесплатный семинар, я сразу понял, что это за контора, а Лёша загорелся. Отвалил еще тысяч 15 за их онлайн-коучинг (от англ. coaching — обучение, тренировки), после чего бросил работу в юрконторе, накупил дубленок на китайском рынке и начал торговать ими по интернету. Дело не пошло, и тогда он поехал на еще один интенсивный тренинг в Москве за 30 тысяч. После чего общаться с ним стало невозможно. Слышал, потом он пытался заставить жену и тещу лепить суши на дому. Жена от него ушла.
На сайте «БМ» полно историй успеха. О том, как молодые бизнесмены подняли с нуля за месяц по 300-500 тысяч. Правда, тут же примечание, что это все со слов самих героев и такой успех бизнес-тренеры не гарантируют, мол, все зависит от человека.
— Уверен, большая часть историй нереальны, люди пишут это, чтобы попиариться на сайте «БМ». Сами тренеры признают, что успеха добиваются где-то четверть их слушателей, — говорит Караваев. —
Речь скорее о тех, у кого уже есть какой-то опыт в бизнесе. Новичкам не дают конкретных знаний — по документообороту, налогам. Им вдалбливают, что главное — сделать одностраничный сайт в интернете — лэндинг — и продвигать его с помощью сервиса «Яндекс.Директ».
Сайты учеников сделаны как под копирку, причем многие порталы уже не действуют. Однако поток слушателей не прекращается, а тренинги становятся все дороже.
— Все негативные отзывы о «БМ» тут же убираются. И мало кто знает, как они кидали людей, заплативших по миллиону рублей за специальный вип-курс. — Марина Туктамышева около года была лучшим менеджером по продажам в «БМ». — При этом обороты «БМ» падают. В их «золотое время» в 2013-м они доходили до 100 млн в месяц, этой весной было 50-60. Люди устают от продавцов воздуха. На тренинге «Миллион за сто» (его цена — 200 тыс. — Авт.) они реально чему-то учили опытных бизнесменов. А на массовых коучингах просто эмоционально заряжали людей, кого-то это толкало к действиям.
Подчас неадекватным. К примеру, одна из стратегий учеников «БМ»: отдать первый взнос за «тачку, как у Осипова», за 3 млн, и появится стимул «что-то делать», чтоб выплатить весь кредит.
— Отрезвляющие разговоры не действуют, — объясняет москвичка Алина Ким. — Моя подруга говорила, что на тренингах ее предупреждали, мол, лохи, как я, «бээмовцев» не поймут. По мне, «БМ» — та же секта, только под бизнес-соусом.
Классика культа
Специалисты действительно выделяют понятие бизнес-сект, однако «БМ» к ним не относят.
— Они не доят бесконечно адептов, не затачивают их на вовлечение других, не влияют на психику. Ну, купил человек машину не по средствам, с тем же успехом он мог к гадалке пойти — простаков много, — считает социальный психолог Михаил Вершинин. — Курсы «БМ» по форме повторяют экспрессивные лекции американских «бизнес-проповедников». По содержанию дают нарезку из 2-3 книжек по бизнесу. «БМ», как и многие коучинги, — это просто неэтичное бизнес-образование, культом я бы их не называл.
Зато к бизнес-культам эксперты причисляют тренинговые центры сайентологов, которых по России десятки.
— Эти конторы как раз нацелены на захват бизнеса, имущества учеников, — продолжает Вершинин. — Часто они вербуют кадровиков, работодателей, и потом весь персонал строем идет на культовые занятия. Есть и еще одна опасная технология — лайфспринг. Это тренинги личностного роста, но они теперь работают и в сегменте бизнес-образования. На подобные курсы, кстати, загоняли сотрудников «Миракс-групп» Полонского.
Лайфспринг давно запрещен на Западе, но в России по нему работают десятки организаций. Этим летом в Питере 30-летняя ученица такой конторы бросилась под поезд, потому что не смогла найти денег на очередной этап тренинга. Изначально пошла на бизнес-курсы, чтобы помочь мужу открыть ресторан.
— Моей подруге, чтобы оправиться от коучинга по лайфспрингу, понадобилось 1,5 года с психологом, — рассказывает петербурженка Оксана Федоренко. — На первом этапе вас воодушевляют. На втором прессуют, подавляют волю, это называется трансформацией. А на третьем целью вашей жизни становится вовлечение новых адептов.
Победа над разумом
Похожая программа по вовлечению действует в «бизнес-школе» еще одного известного персонажа — Владимира Довганя. На сайте своей Академии победителей он именуется «отцом франчайзинга и коучинга в странах СНГ».
Месячный курс стоит 300$, годовой — 2400. Но тренинги Довганя можно посмотреть и в сети. Они повеселей, чем у парней из «БМ». Довгань учит не только бизнесу. На одной из лекций упитанный тренер на фоне реки с уточками рассказывает, как сбросить 20 кило за 20 дней — плавать и есть овощи.
Отзывы учеников уже не так умиляют. Доходы у всех, конечно, выросли в 2-6 раз, но это не всё. Одна из «победительниц» пишет, что тренинг «помог» ей уйти от мужа с тремя детьми. Другой хвалится тем, что его супруга уже «надиктовала первые мантры», а потом на полянке они вместе «заякорили» радостные ассоциации.
— Все это, может, смешно, но не для близких этих людей. Сына я вытащила оттуда, только уехав с ним за границу, он сейчас учится в реальной бизнес-школе в Праге, — рассказывает москвичка Татьяна. — Бизнес же учеников состоит лишь в одном — продаже курсов Довганя, работу они бросают. Нормы продаж жутко боятся не выполнить. Это классическая финансовая пирамида плюс ломаются психика и образ жизни людей. Телевизор смотреть нельзя. Надо закаляться, «делать по 200 улыбок в день». Если не удается сагитировать родных, ученики от них отгораживаются, у них теперь один авторитет, эта школа — просто личный культ Довганя. Сын читал только его книги, слушал лекции утром и перед сном, постоянно пел «песню победителей»…
На эту пионерскую песенку в сети даже имеется клип — молодые парни в семейниках делают зарядку в зимнем лесу, деловито болтают по телефонам, потом кидаются в море. Становится страшно за генофонд, эти молодые люди явно «плывут» от реальности. Подобно своим радостным собратьям, которые улыбаются с сайтов «БМ» и других «бизнес-школ». Остановить их, увы, не может никто, кроме близких — в лучшем случае.
К размышлению
Объемы рынка дополнительного бизнес-образования в России, по оценкам экспертов, составляют 45-60 млрд рублей.
— Этот рынок активен, но малорегламентирован, — говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. — Нет саморегулирующих механизмов, контроля со стороны профильных госрегуляторов.
В Минобрнауки «Собеседнику» пояснили, что ведомство не занимается дополнительным бизнес-образованием. Сертификации частные бизнес-курсы не подлежат, их можно открыть под вывеской любого ООО или ИП. И запретить это никто не может — свобода предпринимательства. Качество тренингов может определять только потребитель на горьком опыте, резюмируют эксперты.
Налбандян Лиана
«Собеседник»