Harvard Business School отсеивает большую часть заявлений и зачисляет только 10% абитуриентов, при этом озабочена поиском «лучших кандидатов», утверждает Бейвик Триведи, руководитель компании Critical Square, консультирующей поступающих на MBA.
Многие школы хотели бы оказаться на месте Harvard Business School. Школы с высокими рейтингами и сильными глобальными брендами получают рекордное количество заявок о приеме. Но даже эти школы конкурируют за лучших студентов.
Очная программа MBA Booth School of Business уже несколько лет входит в первую десятку рейтинга, составляемого Financial Times. Число заявок о приеме в этом году выросло более чем на 20%, среди абитуриентов также стало больше женщин. Однако декан Booth Дуглас Скиннер признает, что битва за лучших абитуриентов захватила и его школу. Школе приходится разрабатывать новые программы для поддержания заинтересованности студентов.
Профессор Скиннер выступает в защиту традиционной очной двухгодичной программы MBA, а не ускоренных или дистанционных курсов и утверждает, что студенты его школы больше всего ценят именно возможность личного общения с преподавателями и друг с другом. «Студентам нравится приходить в классы, они получают удовольствие от общения друг с другом и ценят технические возможности, которые мы предоставляем. Я не думаю, что обучение на базе кампусов уходит в прошлое», — говорит профессор.
Онлайн-курсы полезны для изучения стандартных элементов программ MBA, например основ макроэкономики, считает Скиннер. Он не относится всерьез к онлайн-курсам, считая их всего лишь переводом учебников в цифровой формат. «Угроза конкуренции со стороны таких курсов беспокоит меня меньше, чем коллег из других школ, потому что люди, которые могут создавать контент для дистанционного обучения, работают в таких школах, как наша. К нам приходят, чтобы лично встретиться с профессором, обсудить с ним предмет в учебной аудитории», — говорит Скиннер.
Изменились и основные направления трудоустройства выпускников программ MBA. Большая часть выпускников Booth по-прежнему идет в консалтинг, но второе место теперь принадлежит технологическим компаниям, таким как Amazon и Google, а не инвестбанкам. Это ставит школы перед необходимостью вводить новые предметы, например программирование. Однако профессор Скиннер считает, что они могут быть факультативными, и замечает, что мода меняется очень быстро. «Я помню, как примерно в 2000-х гг. все бизнес-школы кинулись искать специалистов и вводить изучение кейсов по интернет-компаниям, но это увлечение оказалось мимолетным», — говорит он.
Количество заявок, поданных во многие американские школы, сокращается, а их европейские конкуренты, предлагающие получить MBA за один год, напротив, испытывают приток абитуриентов.
(в сокращении)
Джонатан Мулз (Finencial Times)
Ведомости, № 4270 от 28.02.2017