Международного признания хотят все. Зайдите в любую (практически) российскую бизнес-школу, и в коридоре на стене обязательно увидите диплом с разноцветными листиками пальмы. Это Eduniversal — французское консалтинговое агентство, специализирующееся на высшем образовании и рейтингующее, в частности, бизнес-школы (рейтинг Eduniversal), магистерские программы и программы МВА (рейтинг Eduniversal Best Masters).
Eduniversal — это единственная сегодня возможность для большинства российских бизнес-школ, продемонстрировать, что качество их программ сопоставимо с программами зарубежных бизнес-школ. Тем более, что для этого не так много и нужно: посещай ежегодные конвенции Eduniversal в разных странах и «дружи домами». В любом случае, какую-нибудь «пальму» получишь. Тем более, что их много на любой выбор, с разными прилагательными: «хорошая», «превосходная», «топовая», «универсальная»…Вариативности показателям добавляют указания на степень «международного влияния»: глобальное, значительное, сильное, Короче, всем сестрам — по серьгам.
Цена этому рейтингу, изобилующему серьезными фактическими ошибками, известна; например, ассоциации «тройной короны» и брендовые зарубежные бизнес-школы его «не замечают». Но, как говорят, на безрыбье и рак — рыба. Как признался в разговоре руководитель одной бизнес-школы:«Мы понимаем, чего стоит рейтинг Eduniversal и его пальмы, но всё равно играем в эту игру».
Трудно не согласиться с Bärbel Schwertfeger, анализирующей деятельность Eduniversal в MBA Journal: «..чем больше школа рекламирует себя с «клубным» признанием, тем больше она сигнализирует о том, что ее качество недостаточно хорошее, чтобы выдерживать более обоснованные доказательства качества, такие как международная аккредитация или размещение в признанном рейтинге».
Разберем методику рейтинга Eduniversal Best Masters, она весьма красноречива.
МЕТОДИКА |
ЧТО НЕ ТАК | |
Репутация программы (5 баллов) | ||
50% этой оценки основано на мнении рекрутеров. 50% этой оценки основано на уровне Palme of Excellence школы |
1. Сколько и каких «рекрутеров» спрашивает Eduniversal в России и о чём — неизвестно. 2. Репутация программы, выраженная в «пальмах» — голосование деканов за неизвестные, по большей части, им бизнес-школы. В России — за деканов, знакомых им по международным тусовкам. |
|
Заработная плата первого найма (5 баллов) | ||
Информация предоставляется каждой программой и проверена Eduniversal Заработная плата взвешена по стране и средней годовой зарплате В зависимости от типа программы используются три шкалы (MBA full-time, EMBA и все другие программы). |
1. Информация о «заработной плате первого найма», да еще по каждой отдельной программе — вещь немыслимая, в принципе. Такой информации у бизнес-школ нет (мало кто из выпускников делится такой информацией). Выход один, договорной: выделить группу образцово-показательных выпускников и отправить их данные в Eduniversal. 2. «Среднегодовая зарплата CEO» в России зависит от города, отрасли, организационно-правовой формы, размера компании и т.д. и т.п. Т.е. средняя температура по больнице плюс/минус километр. 3. Шкала MBA full-time есть, а таких программ среди представленных — нет. И Eduniversal это не ослеживает. |
|
Удовлетворенность студентов (5 баллов) | ||
Опрос, состоящий из 11 вопросов, отправленных выпускникам по электронной почте для оценки удовлетворенности завершенной программой. Как минимум 10% студентов в каждой программе должны ответить, чтобы получить оценку. | Следовательно, на вопросы анкеты отвечают заранее отобранные бизнес-школой выпускники. |
Александра Хомякова
MBA.SU